Учебный план МКОУ Антиповской СШ для обучающихся с умственной отсталостью 2025-2026 учебный год 1-4 класс

Согласовано на педагогическом совете №1 от
26.08.2025г

Утверждено приказом № 90 от 29.08.2025г
Директор школы _______________А.В. Трайдова

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МКОУ АНТИПОВСКОЙ СШ
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1
2025-2026 учебный год
1-4 класс

2025 г.

Учебный план приведен в соответствие с федеральными адаптированными
образовательными программами.
При разработке учебного плана МКОУ Антиповская СШ руководствовалась
следующими документами:
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014
г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №
1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №
1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 г. № 69
«О внесении в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства Просвещения
Российской Федерации от 22.03.2022 г. № 155»;
-приказом №495 от 17.06.2024 г. Министерства просвещения Российской Федерации «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи»». Согласно статье 79 Федерального закона от
29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»:
- содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной
программой (для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида) при условии создания специальных условий;
- под специальными условиями для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются
условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и

воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья;
- образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах,
группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Учебный план МКОУ Антиповской СШ (далее — Учебный план) для
обучающихся с легкой умственной отсталостью (УО вариант 1), фиксирует общий объём
нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов,
входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учёте особых образовательных
потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая
область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных
компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное
развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование
основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным,
национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни,
элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) и индивидуальных потребностей
каждого обучающегося. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение осуществляться согласно психофизическим особенностям

обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии.
В соответствии с требованиями ФГОС одним из разделов АООП обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является
коррекционноразвивающая работа. Содержание коррекционно-развивающей области
учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и
психокоррекционными) и ритмикой. Всего на коррекционно-развивающую область
отводится 6 часов в неделю.
Немалое место в коррекционно-развивающей работе отводится развитию
коммуникативных умений и навыков обучающихся. Как правило обучающиеся с УО
имеют нарушения фонематического восприятия и нарушения звукопроизношения,
поэтому такой предмет как «Формирование речевого слуха и произносительной
стороны речи» является очень актуальным. Нарушения речевого развития у детей данной
категории носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетикофонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику.
Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной
стороны речи являются одной из важных организационных форм обучения детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющие проводить
специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной
речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных
особенностей каждого ученика. Специальная (коррекционная) работа по развитию
фонематического восприятия и формированию правильного звукопроизношения,
проводимая на индивидуальных занятиях, способствует наиболее полноценному
овладению обучающимися устной речью, что имеет важное значение для получения ими
качественного образования, социальной адаптации, формирования личности в целом.
Коррекционная работа по преодолению недостатков произношения и развитию
фонематического восприятия ведется в 1-2 классах по 2 часа в неделю 3-4 класс 4 часа в
неделю. Названия тем и количество часов могут меняться в зависимости от
индивидуальных особенностей речевого развития обучающегося и успешности усвоения
учебного материала.
Программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений коррекционно – развивающую область учебного плана образовательного учреждения и
обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической
помощи детям с умственной отсталостью, которая рассматривается как система
развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на
создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей
психического развития личности ребенка и расширения границ его взаимодействия с
окружающей. Введение курса сенсорного и психомоторного развития в образовательном
учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков
психического развития детей через системный подход, в котором когнитивные и
двигательные методы принимаются в комплексе с учётом их взаимодополняющего
влияния. Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 класс -4 класс. Продолжительность

каждого занятия в среднем 25-30 минут. В условиях реализации настоящей АООП
предполагается 2 занятия в неделю.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями логопедическими, психокоррекционными. Всего на
коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Выбор коррекционных
индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется
МКОУ Антиповской СШ, исходя из психофизических особенностей обучающихся с
умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но
учитывается при определении объемов финансирования. Организация занятий по
направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное,
спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в
общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют
обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их
развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего
количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (3 часа). Чередование
учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет
образовательная организация.

Учебный план АООП
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
I-IV классы
Предметные
Классы
Количество часов в год
Всего
области
I
II
III
IV
Учебные
предметы
Обязательная часть
Язык и речевая Русский язык
3/99
3/102
3/102
3/102
практика
Чтение
3/99
4/136
4/136
4/136
Речевая практика 2/66
2/68
2/68
2/68
Математика
Математика
3/99
4/136
4/136
4/136
Естествознание Мир природы и 2/66
1/34
1/34
1/34
человека
Искусство
Музыка
2/66
1/34
1/34
1/34
Изобразительное 1/33
1/34
1/34
1/34
искусство
Физическая
Адаптивная
3/99
3/102
3/102
3/102
культура
физическая
культура
Технология
Труд(Технология) 2/66
1/34
1/34
1/34
Итого
21/693 20/680 20/680 20/680
Максимально допустимая годовая 21/693 23/782 23/782 23/782
нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)
Часть формируемая участниками образовательных отношений

12/405
15/507
8/270
15/507
5/168

Коррекционно-развивающая
198
область (коррекционные занятия и
ритмика):
«Формирование речевого слуха и 2/66
произносительной стороны речи»
«Развитие
психомоторики
и 2/66
сенсорных процессов»
Ритмика
2/66

204

204

204

810

2/68

2/68

2/68

8/27

2/68

2/68

2/68

8/270

2/68

2/68

2/68

8/270

ИТОГО

6/204

6/204

6/204

24/810

Внеурочная деятельность:

6/198

5/168
4/135
12/405

5/168
85/2754
90/3196

3

3

3

3

3

15

1

1

1

1

1

5

Функциональная грамотность

1

1

1

1

1

5

Финансовая грамотность

1

1

1

1

1

5

Разговор о Важном


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ГОП на 2025-2026 1 полугодие

 График оценочных процедур на 1 полугодие 2025-2026 учебного года МКОУ Антиповской СШ
График оценочных процедур 1 полугодие 25-26.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».