Рабочая программа учебного предмета "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" для обучающихся 5 класса с интеллектуальными нарушениями

Пояснительная записка
Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для учащихся 5 класса МКОУ
Антиповской СШ составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта крезультатам освоения
основной общеобразовательной программы основного общего образования 2021г., примерной программы школы и в соответствии с
учебным планом МКОУ Антиповской СШ на 2025-2026 учебный год.
Программа составлена на основании:
1. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида.
Учащаяся 5 класса обучается по АООП I вида. Программа «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»
входит в раздел коррекционных занятий.
Программа рассчитана на 102 часа в год (по 3 часа в неделю на одного обучающегося), 34 учебные недели.
Коррекционно – развивающий блок представлен индивидуальными занятиями по формированию произносительной стороны
устной речи, закреплению произносительных навыков, навыков слухозрительного восприятия речи, которые осуществляются в ходе
всего образовательного процесса.
На обязательные индивидуальные занятия отводится по 3 часа в неделю на учащегося.
Второй период развития произносительной стороны устной речи (II–V классы) является основным. В основной период
осуществляется дальнейшее уточнение оптимального режима работы электроакустической аппаратуры (коллективного и индивидуального
пользования) с учётом комплекса факторов, включающих данные аудиолого – педагогических исследований уровня общего и речевого
развития, сформированности навыков слухового восприятия и произношения.
На занятиях основной речевой материал воспринимается слухозрительно. На специальных индивидуальных занятиях в I- V
классах основным способом восприятия речевого материала является слуховой. Слухозрительное восприятие используется как
вспомогательное средство. Знакомый по звучанию материал воспринимается сразу на слух без предварительного слухозрительного
восприятия. Часть материала, не знакомого по звучанию, предлагается сразу на слух.
Целью создания данной программы является обновление, актуализация программного материала, наполнение его современной
лексикой, придание ему социально значимой направленности в рамках новых образовательных стандартов. Данная работа
осуществляется с учётом добровольного анкетирования родителей учащихся, личных бесед с учениками, включения в образовательный
процесс ИКТ (информационно – коммуникационных технологий), патриотической
направленности
(краеведческий

компонент) и последующим вынесением на обсуждение основных положений содержания программы в педагогическом коллективе
школы.
Речевой материал, контрольно- измерительные материалы, учебно-методический комплекс детально проработаны и строго
структурированы.
В этом заключается её отличие от ранее действующей программы по развитию произносительной стороны устной речи детей.
Задачи по развитию произносительной стороны устной речи школьников с ограниченными возможностями здоровья
заключаются в работе по коррекции и по формированию произносительных навыков; в создании слухозрительной основы для
восприятия ими устной речи в её коммуникативной функции.
На занятиях важное место занимают специальные упражнения по отработке основной терминологической лексики по каждому из
предметов: обучение учащихся воспринимать на слух определённый речевой материал и произносить его, реализуя сформированные
речевые навыки.
В 5 классе заканчивается основной период развития произносительной стороны устной речи, результатом которого становится
расширение возможностей выделения детьми определённых признаков, содействующих распознаванию речевых сигналов, что позволяет им
производить определённый морфологический анализ и принимать решение о воспринятой на слух произносительной стороны устной речи,
выражающееся в ряде замен, близких к предполагаемому образцу. Недостаточность фонетической информации может быть в значительной
мере компенсирована смысловой. Поэтому решающая роль в восприятии устной речи часто принадлежит не столько акустическому
распознаванию элементов слов, сколько умению учащихся использовать смысловой контекст. На индивидуальных занятиях
совершенствуются навыки произносительной стороны устной речи с помощью стационарной аппаратуры.
Работа по развитию устной речи (её восприятия и воспроизведения) строится дифференцированно на основе выявленных в
комплексном обследовании возможностей и резервов в развитии слухозрительного и слухового восприятия устной речи, произносительных
навыков, с учётом уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей учащихся.
Формы организации учебного процесса.
Основной формой организацией учебного процесса является индивидуальное занятие.
Характеристика речевого материала. Объём текстов увеличивается в 5 классе до 10 простых, простых распространённых и сложных
предложений. В 5 классе ученики упражняются в восприятии на слух слов, сходных по звучанию. Они воспринимают также слоги,
слогосочетания, даже отдельные звуки. Работа над ними связана с коррекцией произношения и грамматической структуры речи. При
затруднениях в восприятии на слух фраз, слов и словосочетаний применяются те же методические приёмы, что и в младших классах.
В работе по развитию произносительной стороны устной речи обязательно используются тексты диалогического и монологического
характера.
Во фразах количество слов увеличивается до 6.

Работа над развитием произносительной стороны устной речи и внятностью произношения осуществляется и закрепляется на каждом
уроке всеми педагогами.
Критерии оценки.
Каждое занятие должно быть построено и насыщено материалом таким образом, чтобы оно вселяло в ученика уверенность в
возможности восприятия речи на слух и слухозрительно.
Текст считается усвоенным, если учащийся воспринимает на слух или слухозрительно предъявленные вразбивку фразы, слова и
словосочетания из него, выполняет задания.
Наименование разделов и тем.
Программа включает следующие разделы:
-речевой материал разговорно – обиходного характера;
- речевой материал, связанный с организацией учебной деятельности;
- тематическая и терминологическая лексика общеобразовательных дисциплин;
- работа с текстом.
Темы разработаны на основе личностно – ориентированного подхода с учётом возраста и интересов учащихся, региональных условий
жизнедеятельности, необходимости в общении при расширении социальных связей и способствуют развитию у подростков
коммуникативной, социальной и предметной компетенции. В них включены материалы по следующим темам:
I полугодие
«Школьная жизнь».
«Физкультура и спорт».
II полугодие
«Речевой этикет при приёме гостей».
«Речевой этикет при знакомстве и беседах»
Содержание текстов, текстов – диалогов содействует совершенствованию навыка активной речевой деятельности, достижению
учащимися более полноценного социального статуса, решению образовательных задач, развитию умений воспринимать речь собеседника и
говорить достаточно естественно, внятно, овладению элементарными формами речевого этикета.

Обозначенные темы являются динамичными. Их расположение не статично, так как они меняют своё местоположение в зависимости от
конкретных задач обучения, объёма текстов и гармоничного распределения учебного времени.
В 5 классе на индивидуальных занятиях рекомендуются различные виды работ:
- работа с текстом (восприятие, повторение, ответы на вопросы, дополнение предложений, самостоятельное составление вопросов по
тексту, слуховой диктант);
- выполнение поручений;
- составление аппликаций;
- работа с рассыпным текстом;
- слуховые диктанты.
- нотирование текста;
- работа над просодической стороной речи (выделение ударения голосом, отхлопывание ритма, выделение логического ударения,
передача повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации);
- мобилизация речевой догадки;
- работа со словарём;
- работа с терминологией и лексикой общеобразовательных предметов;
- инициирование диалога учителем;
- инсценировка ситуаций с помощью «фигурок» на макетах;
- пересказ текста (полный и краткий);
- выбор (составление) предложений по вопросной (графической) схеме;
- развивающие упражнения и дидактические игры в работе по коррекции внимания, памяти, мышления.
- различение неречевых звуков, встречающихся в учебной и художественной литературе, связанных с познанием предметов и явлений
окружающего мира;
Объём и сроки изучения.
Программа по РСВ и ФП общим объёмом изучается в течение года.
Виды контроля.
В 5 классе проверка строится в стиле устной коммуникации, учащиеся не побуждаются ни к речевым ответам, ни к выполнению
заданий.
Их ответы учитель не оценивает, он лишь одобряет старательную работу учеников.
1.Входящий (на начало учебного года):
Комплексное педагогическое обследование состояния устной речи (её восприятия и воспроизведения).
2. Периодический (по прошествии двух четвертей, т.е. за полугодие)
3. Итоговый контроль (в конце учебного года).
Анализ результатов.

Материал программы считается усвоенным, если учащиеся на 60% и более правильно выполняют предложенные задания и грамотно
оформляют свои высказывания.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
• осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками (включая лиц с нормальным и нарушенным слухом) в разных видах
учебной и внеурочной деятельности, различных социальных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
• развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
(умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, необходимыми ассистивными средствами
в разных ситуациях; специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости sms-сообщение и другое);
• овладение начальными умениями адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной
жизни; умения включаться в разнообразные повседневные бытовые и школьные дела, вступать в общение в связи с решением задач учебной
и внеурочной деятельности);
Метапредметные результаты:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиском средств ее осуществления;
• освоение способов решения проблем поискового и творческого характера;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

• формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
• активное использование доступных речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
• использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, логичного построения речевых высказываний в соответствии
с задачами коммуникации;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, вести диалог, излагая свое
мнение и аргументируя свою точку зрения и оценку событий;
• определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности ;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальн ых,
культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
• умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
• слухозрительное восприятие знакомого речевого материала разговорного и учебно –делового характера;
• различение, опознавание и распознавание на слух знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого
материала (фраз, слов, словосочетаний);

• восприятие текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные ситуации общения в учебной и внеурочной
деятельности, опознавание на слух основного речевого материала (отдельных предложений, слов, словосочетаний) из данных текстов,
предъявленных вразбивку; ответы на вопросы по тексту и выполнение заданий;
• при затруднении в восприятии речевой информации выражение в устных высказываниях непонимания; реализация умений вероятностного
прогнозирования речевого сообщения при его слухозрительном или слуховом восприятии с учетом коммуникативной ситуации, при опоре
на воспринятые элементов речи, речевой и внеречевой контекст;
• произнесение речевого материала достаточно внятно, естественно и эмоционально, используя в речевом общении естественные
невербальные средства коммуникации и реализуя сформированные умения говорить голосом нормальной высоты, силы и тембра, в
нормальном темпе, воспроизводить звуковую и ритмико-интонационную структуры речи; соблюдение орфоэпических норм в знакомых
словах, применение знакомых орфоэпических правил при чтении новых слов, воспроизведение нов ых слов с опорой на образец речи
учителя, графическое обозначение норм орфоэпии; реализация сформированных умений самоконтроля произносительной стороны речи;
• желание и умения вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми; реализация навыков речевого поведения (с соблюдением
элементарных правил речевого этикета).
Содержание «Рабочей программы» направлено на совершенствование коммуникативной деятельности учащихся на основе
формирования речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Календарно - тематическое планирование
Период
(недели)

Раздел

I полугодие
1.День знаний.
Вводный инструктаж по ТБ, ПБ и ЧС.

Iч
I - II

Тема занятия

I Комплексное
педагогическое
обследование состояния
устной
речи (её восприятия и
воспроизведения)

Проверка № 2
Условная двигательная реакция при слуховом
восприятии речевых стимулов. Обследование может
занимать несколько занятий.
2.Восприятие слов

Проверка № 1
Восприятие на слух различных по фонетическому
составу групп слов.
Проверка № 2
Восприятие слов разными сенсорными способами
(на слух, слухозрительно и зрительно).

Кол-во
часов
по
теме

Дата

№ урока

3. Восприятие фраз

Проверка № 1
Восприятие фраз разными сенсорными способами
(слухозрительно, зрительно и на слух).

4. Выявление возможностей
ученика понимать
собеседника и быть
понятым им на материале
связной речи.

Проверка № 1
а) составление рассказа по серии картинок (3-6
картинок);
б) слухозрительное восприятие текста целиком;
в) слухозрительное восприятие фраз по порядку;
г) чтение фразы учеником и соотнесение её с
картинкой;
д) воспроизведение просодической стороны речи
(эмоциональная окрашенность, слитность,
ритмико- интонационная и звуковая структура,
невербальные средства устной коммуникации).
а) Слухозрительное восприятие текста. Текст на
основе отработанного в течение учебного года р.м.
и материала, который не был использован в
специальной тренировке
(2 раза слухозрительно и каждый раз он
воспроизводит то, что понял);
б) Предъявление текста по отдельным элементам

5.Слухозрительное
восприятие текста

6. Обследование
произносительной стороны
речи

I Темы: «Школьная
жизнь»,
III-IV
« Слово – твой друг и
помощник».

(отдельные фразы, слова, словосочетания).
в) Ответы на вопросы, выполнение заданий и
пересказ текста.
Проверка № 1
Обследование просодической стороны речи
(воспроизведение ритмико- интонационной
структуры речи)
Проверка № 2
Аналитическая проверка произношения
(в старших классах при проведении всех проверок,
т. е отдельно не проводится).
Фразы разговорно – обиходного характера
1. Где находится наша школа?
2.Как называется наша школа?
3. Как зовут директора (завуча, заместителя
директора по воспитательной работе) нашей
школы?
4. Опиши школу, в которой ты учишься.
5.За какой партой ты сидишь?
6.Какие кружки есть в школе?
Тематическая и терминологическая лексика
общеобразовательных дисциплин
( развитие речи)
- Будем описывать класс.
- Составь рассказ по плану:

1. Класс
2. Окна.
3. Мебель.
4. Учебные принадлежности.
5. Диспенсер.
6. Телевизор.
- Что нарисовано на переднем плане?
- Напиши (составь) предложение по вопросной
схеме:
Где? + Сколько? + Чего?
Где ? + Что делает? + Какая? + Что?
Где ? + Что делают? + Какие? +Что?
Текст № 1 « Наш класс»
Наш класс большой и светлый. В классе много
цветов. На окнах висят раздвижные жалюзи. В
классе стоят парты, стулья, шкафы, стол и стул
учителя. На стене висит зелёная доска. На партах
лежат книги, микрофоны, наушники. В шкафу
лежат ручки, карандаши и тетради, стоят книги.
Рядом со шкафом находится тумбочка. На тумбочке
стоит диспенсер. Около окна полка. На полке стоят
цветы и телевизор.
Вопросы и задания по тексту:
1. Что стоит в шкафу?
2. Что висит на стене?
3. Что лежит в шкафу?
4. Какой класс?
5.Где стоит диспенсер?
6.Для чего нужен диспенсер?

7.Расскажи о своём классе.
8.Дополни предложения:
В классе стоят … .
На партах лежат … .

V

Слова и словосочетания:
Большой и светлый, микрофон - микрофоны,
наушники, книга - книги, тетрадь - тетради, ручка ручки, карандаш - карандаши, парта - парты,
диспенсер, доска, зелёная доска, жалюзи, бежевые
жалюзи.
Фразы разговорного характера
7. У нас в классе всегда чисто.
8. За порядком в классе следят дежурные.
9.Дежурный поливает цветы, вытирает доску,
следит за тем, чтобы ребята вовремя приготовились
к уроку.
10. Сколько сегодня уроков?
11. Кто сегодня дежурный в классе?
12. Ты готов к уроку?
13. Спроси у … , что задано по математике?
Тематическая и терминологическая лексика
общеобразовательных дисциплин
(учебная деятельность)
- Чем вы занимались на прошлом уроке чтения
(математики)?
- Как ты думаешь, чем мы будем сегодня
заниматься?
- Подумай, как можно подписать этот рисунок?
- Вспомни план прошлого занятия.
- Перечисли обязанности дежурного на перемене.
Текст – диалог №2

« Мальчики сегодня дежурные»
Учитель: - Петя, ты сегодня дежурный?
Петя: - Да, мы с Игорем дежурные.
Учитель: - А почему сегодня вы не полили цветы?
Игорь: - Мы их полили во вторник.
Учитель: - Сегодня пятница. Дежурные должны
поливать цветы два раза в неделю.
Игорь: - Мы вытерли доску, открыли окна и
следили за порядком в классе.
Петя: - Мы уже раздали тетради для классной
работы.
Учитель: - Молодцы! Ребята, откройте тетради и
напишите число.
Вопросы и задания по тексту:
1.Какой сегодня день недели?
2.Когда дежурили Петя и Игорь?
3.В какой день недели мальчики полили цветы?
4.Сколько раз в неделю надо поливать цветы?
5.Кто дежурный в классе?
6. Какие обязанности выполнили дежурные?
7.За что похвалил учитель дежурных?*
8. Придумай, как зовут учителя.

VI - VII

Слова и словосочетания:
дежурный, сегодня дежурный, мы дежурные, день
недели, ПН, ВТ, СР, ЧТ, ПТ, СБ, ВС, два раза в
неделю, полили, не полили, должны поливать,
раздали тетради, открыли тетради.
Фразы разговорного характера
14.Как зовут учителя по русскому языку и
литературе ( математике, естествознанию,
физкультуре, … )?

15. Кто вчера был (завтра будет) дежурный в

классе?
16. Перечисли обязанности дежурного по классу.
Тематическая и терминологическая лексика
общеобразовательных дисциплин
(развитие речи)
- Расскажи, как вчера прошло твоё дежурство по
классу.
- Через сколько дней будет дежурить Таня?
- Найди (подчеркни) главные члены предложения.
- Составь предложение со словом дежурные.
Текст №3 «Дежурные»
Конец учебной недели. Наступила долгожданная
пятница. Прозвенел звонок и перемена закончилась.
Начался урок. В класс вошёл учитель математикиВасилий Петрович. Петя и Игорь дежурные. Они
вытерли доску, открыли окна, раздали тетради для
классной работы. Учитель напомнил дежурным, что
цветы надо поливать 2 раза в неделю. Ребята
открыли тетради и начали писать.
Вопросы и задания по тексту:
1.По сколько человек дежурят в классе ребята?
2.Зачем нужно вытирать доску на перемене?
3. Скажи дежурному, чтобы он проветрил класс
(вытер доску, открыл форточку, написал число,
раздал тетради ).
4. О чём напомнил дежурным учитель?
Слова и словосочетания:
Вытерли (вытер) доску, открыли

VIII- IX

(открыл) окно, раздали (раздал) тетради, полили
( полил) цветы, напомнил дежурным, учитель
напомнил, открыть, закрыть, проветрить класс
(комнату), вытереть (вытерли), (доску, парту).
Фразы разговорного характера
17.Посмотри на часы и скажи, сколько сейчас
времени?
18.Во сколько ты встаёшь?
19.Когда ты собираешь портфель?
20.Где ты хранишь учебные принадлежности?
21.Зачем тебе нужен простой карандаш
(тетрадь, ручка, линейка, пенал, книга)?
22.Какого цвета должна быть рубашка
(блузка) в школьной форме?
Тематическая и терминологическая лексика
общеобразовательных дисциплин
(математика)
- Сколько секунд в минуте?
- Какие ты знаешь меры времени?
- Сколько минут (секунд) в часе?
- Сейчас половина пятого (пятнадцать минут …,
без двадцати минут десять)
- Поставь время на часах (12.55, 10.00, 16.40,
21.17)
Текст - диалог№4 «Пора в школу» (сказка)
Шура: - Уже семь часов. Мне пора в школу. А где
мой портфель?
Портфель: - Я под столом.
Шура: - Книги нет, тетрадки нет.
Книга: - Мы здесь, на диване.
Резинка: - Я тоже здесь, под книгой.

Шапка: - Иди сюда! Вот и я, на стуле.
Шура: - Уже поздно. До школы идти далеко. А
рубашки нет!
Рубашка: - Я под полкой.
Шура: - И ручка лежит здесь. Я тебя давно ищу.
Карандаш: - Возьми и меня тоже!
Шура: - Торопитесь! Быстро в портфель! Я спешу!
Вопросы и задания к тексту:
1. Кто участвует в диалоге?
2. В какое время суток происходит действие?
3.Который час?
4.Где находится портфель?
5.Где книга и тетрадь?
6.Где резинка?
7.Что на стуле?
8. Где рубашка?
9.Что Шура уже давно ищет?
10.Куда Шура спешит?
Слова и словосочетания:
Семь часов, под столом, они на диване, под книгой,
шапка, она под полкой, ручка, в школу, давно
ищет, я под полкой, я спешу, я под столом,
портфель, карандаш, рубашка.
II ч
X

II Темы: «Физкультура и
спорт»,
« Слово – твой друг и
помощник».

IФразы разговорного характера:
1. В какой спортивной секции ты занимаешься?
2. Я занимаюсь … .
3. Я не занимаюсь ни в какой секции.
4. … занимается в секции по плаванью (по
футболу, …)?
5. Кто твой тренер?

6. Спроси у … , кто её ( его) тренер.
7. Ты давно занимаешься в секции по … ?
8. Я давно занимаюсь в секции по …, а … недавно.
9. Ты устаёшь после тренировки?
10. Приходи вовремя.
IIТематическая и терминологическая лексика
общеобразовательных дисциплин
(развитие речи)
- Какую спортивную секцию ты посещаешь?
- Расскажи, как обычно проходит тренировка?
- Составь рассказ по предложенному плану:
а) Какой вид спорта тебе нравится?
б) Какую спортивную секцию ты посещаешь?
в) Сколько раз в неделю, и по каким дням ты
ходишь на тренировки?
г) Как зовут твоего тренера?
Текст №1 «Занятия в секции по футболу»
Вова записался в секцию по футболу.
Тренировки в секции по футболу проходят два раза
в неделю по вторникам и четвергам с трёх до пяти.
Тренер предупредил Вову, чтобы он приходил
вовремя, без опозданий.
Вопросы и задания по тексту:
1. В какую спортивную секцию записался
Вова?
2. В какое время проходит тренировка.
3. Сколько раз в неделю проходит тренировка?
4. О чём предупредил тренер Вову?
5. Найди главные члены в первом
предложении.
6. Узнай (спроси) у тренера расписание
тренировок.

7. В какие дни вы ездите на тренировку по
плаванию
(по бадминтону).
Слова и словосочетания:
секция, секция по футболу ( по плаванию, по
баскетболу, по бадминтону), спортивная секция,
тренер, давно, недавно, тренироваться, тренировка,
вовремя, не вовремя, я устаю, не устаю, без
опоздания, не опаздывая, не надо опаздывать, не
опоздаю, не буду опаздывать, бывает, опаздываю.
XI

I Фразы разговорного характера
1. В какой спортивной секции ты занимаешься?
2. Какой вид спорта тебе нравится?
3. Какие виды спорта ты знаешь?
4. Спроси у товарища, какой вид спорта ему
нравится.
5. Я занимаюсь в секции … раз в неделю.
Тематическая и терминологическая лексика
общеобразовательных дисциплин
(физкультура)
- футбольный мяч, баскетбольный мяч, спортивная
секция, тренировочные упражнения,
общеразвивающие упражнения, бег, приседания,
броски мяча.
- Бег на месте.
- Ходьба с высоким подниманием ног.
- Напра-во, раз- два.
- Нале-во, раз- два.
Текст - диалог №2 « Ребята торопятся на
баскетбол».

Игорь: - Привет, Петя. Ты идёшь на тренировку?
Петя: - Да, но я ещё не собрался.
Игорь:- Давай я помогу тебе сложить форму, а то
опоздаем на тренировку.
Петя: - Мы сегодня будем тренироваться на улице
или в зале?
Игорь: - На улице.
Петя: - Мне нравится тренироваться на свежем
воздухе!
Игорь: - Пошли быстрее, тренер не любит, когда
опаздывают.
Вопросы и задания по тексту:
1. Каким видом спорта занимаются ребята?
2. Почему ребята опаздывают на тренировку?
3. Где будет проводиться тренировка?
4. Почему Пете нравится тренироваться на улице?
5. Придумай, как зовут тренера.
6. Заполни таблицу
Для занятий … нужны
Спортивный
Спортивная форма
инвентарь
…
…
Слова и словосочетания:
я помогу тебе, ты идёшь, тренировка, тренер,
тренироваться на улице, тренироваться в зале,
тренироваться на свежем воздухе, будем
тренироваться.

XII

Фразы разговорного характера:
Блестят залитые катки.
Торопятся на стадионы болельщики.
Весёлая масса болельщиков.
Болельщики поддерживают спортсменов
на старте.
5. Спортсмены спешат к ледовым трассам.
Тематическая и терминологическая лексика
общеобразовательных дисциплин
(физкультура)
- В декабре состоится школьная зимняя олимпиада.
- Участникам соревнований по лыжным гонкам
нужно приготовить лыжный костюм.
- Повторим инструктаж по технике безопасности на
льду.
1.
2.
3.
4.

Текст - стихотворение № 3 «Зимняя
Олимпиада».
К соревнованьям всё готово:
Вот шайба, сани, щётка, коньки, сноуборд, лыжи,
шлемЧто для чего здесь – ясно всем.
Ведь знает про бобслей, шорт – трек
Сегодня каждый человек.
И вновь спешит к ледовым трассам
Болельщиков весёлых масса.
Вопросы и задания по тексту:
1. К какому жанру литературы относится текст?
2. Что готово к соревнованиям?
3. какие виды зимнего спорта ты знаешь?

4. Кто такие болельщики?
5. Выбери картинку с изображением соревнований
по бобслею (шорт- треку, кёрлингу, сноуборду,
фристайлу).
Слова и словосочетания:
Олимпиада, будущие чемпионы, блестят залитые
катки, шайба, сноуборд, шорт- трек, бобслей,
болельщики, соревнования – зимние соревнования,
чемпион- чемпионы, спортсмен – спортсмены.

XII- XIV

Темы: «Школьная
жизнь»
(продолжение), « Слово –
твой друг и помощник».

Фразы разговорного характера:
1. Герои полотна- девчушка и паренёк.
2. Девчушка в платке, накинутом на лёгкое
ситцевое платье.
3. Паренёк в пальто, валенках и ушанке.
4. Для детей первый день зимы – радость.
5. Видеть мир глазами ребёнка – это искусство.
Тематическая и терминологическая лексика
общеобразовательных дисциплин (развитие
речи)
-Запиши:
Ранним утром ребята встретили приход зимы.
- Попроси меня оценить твой ответ.
- Используй в рассказе свои наблюдения за
природой во время экскурсий.
- Построй предложение по вопросной схеме:
Когда? + Что сделали? + Кто?
Куда? + Зачем? (Почему?)
- Скажи, тебе понравилась картина или инет?
-Спроси мнение …. , понравилась ли ему(-ей )
картина.

-Ответь словами из текста.
Текст № 5 «Картина А.Пластова
«Первый снег»».
Ещё вчера всё вокруг было печальным и хмурым. А
сегодня всё в белом праздничном наряде.
Вся картина – крылечко дома, белая берёза,
деревенская улица – всё наполнено свежим запахом
первого снега. Герои полотна (картины) – девчушка
(девочка) в платке, накинутом на лёгкое ситцевое
платье. Паренёк, одевшийся по – зимнему: в пальто,
валенки, ушанку (меховую шапку). Ранним утром
вышли они на крыльцо первыми встретить приход
зимы. Для них первый день зимы полон обещаний,
предчувствий больших радостей. Их ждут зимние
забавы: катание на санках, на коньках, на лыжах.
Они уже представляют, как будут играть в снежки,
и лепить снежную бабу. Мы вместе с ними
переселяемся в сказочное, волшебно - прекрасное
детство.
Видеть мир глазами ребёнка – это искусство
художника. Волшебство картине придают именно
детские образы.
Вопросы и задания по тексту:
1. Почему девочка и мальчик выбежали на крыльцо
своей избы
2. Почему девочка закинула голову и смотрит
вверх?
3. Что выражает её лицо?
4. Чему она радуется?

5. Что особенно удивляет и радует детей?
6.Только ли дети рады снегу?
7.Кого мы ещё видим на картине?
8.Какие это птицы?
9. Почему в снежную погоду зимой веселее, чем в

ненастную погоду?
10. Какое настроение создаёт картина у тебя?

Слова и словосочетания:
Картина, художник, снег- первый снег- снегопад,
дети, девочка – девчушка, мальчик- паренёк, пейзаж
- зимний пейзаж, зимние забавы, зимняя одежда,
Пластов, искусство, крылечко дома, свежий запах
снега.
XIV- XV
1.
2.
3.
4.
5.

Фразы разговорного характера:
Будем украшать ёлку.
Давай украшать ёлку.
Вы дома будете ставить ёлку?
Скоро Новый год.
Ты знаешь загадку про ёлку?

Тематическая и терминологическая лексика
общеобразовательных дисциплин
(СБО)
- Соблюдай технику безопасности на ёлке.
- Ёлку нельзя украшать свечами.
- Зажигать бенгальские огни и взрывать хлопушки
можно только в присутствии взрослых на открытом
воздухе.

Текст – диалог №6 «Скоро Новый год » .
- Скоро новый год. Давайте украшать ёлку.
- Давайте.
- Ой, какая ёлка стройная и пушистая!
- Кто хочет повесить на ёлку звезду?
- Я! Я!
- Повесь!
-Как красиво блестит на ёлке яркая золотая звезда!
- А теперь мы повесим гирлянду.
- Можно я?
- Нет, гирлянда электрическая, её повесит
школьный электрик - Пётр Александрович.
- А ты повесишь красивые стеклянные шары. Ира и
Вика, помогите Славе.
- Рома, Женя и Алёша, повесьте остальные
игрушки.
- Ой, сколько красивых игрушек!
- А вот Дед Мороз и Снегурочка!
- Наша ёлка сияет разноцветными огнями!
Вопросы и задания по тексту:
1. Какие игрушки повесили ребята на ёлку?
2. У тебя дома будет ёлка?
3. Чем ты украшал (будешь украшать) ёлку?
4. Составь словосочетания по вопросной схеме:
(Какие? + Что?
разноцветные огни, красивые игрушки …).
(Какая? + Что? пушистая ёлка, золотая звезда…).
Слова и словосочетания:
Украшать, наряжать, ёлка сияет, ёлка сияет
разноцветными огнями, ёлка стройная, пушистая,
яркая звезда, разноцветные гирлянды, стеклянные
шары, много красивых игрушек, сколько красивых

игрушек.

XVI

Фразы разговорного характера:
1. Куда ты пойдёшь в дни школьных каникул
(в воскресенье)?
2. Спроси у … , куда он(-а) пойдёт в дни
школьных каникул?
3. Будем украшать ёлку.
4. Чем ты будешь украшать ёлку?
Тематическая и терминологическая лексика
общеобразовательных дисциплин
(развитие речи)
- Какую открытку ты выберешь, чтобы поздравить
родных с Новым годом?
- Скажи свой домашний адрес.
- Напиши адрес школы.
- Составь поздравление и подпиши открытку.
Текст№ 7«Новогодний праздник»
Пришли дети на праздник школьной ёлки. Ёлка в
зале была уже украшена.
Она сияла разноцветными огнями. На её верхушке
сияла золотая звезда. Горела электрическая
гирлянда. Среди густой зелени висели стеклянные
шары. А сколько красивых игрушек! А вот пришли
Дед Мороз со Снегурочкой. Они принесли детям
подарки.
Вопросы и задания по тексту:
1.Придумай заголовок одним словом
( словосочетанием, предложением).
2.Прочитай выразительно рассказ.

XVI

Контрольная работа за I
полугодие

3.Расскажи сам.
Слова и словосочетания:
Каникулы, школьные каникулы, зимние каникулы,
украшать, куда, никуда, куда – то, пойдёшь ли ты,
пойдёшь ли ты куда – нибудь.
Темы: «Школьная жизнь», Физкультура и спорт»,
«Слово – твой друг и помощник».
II полугодие

III
четверть

XVII - XIX

Темы: «Школьная жизнь»
(продолжение),
« Слово – твой друг и
помощник».

Фразы разговорно - обиходного характера
23. Я учусь в пятом классе.
24. Я ученик пятого класса.
25. Я ученица пятого класса.
26. Я учащийся пятого класса.
27. Ребята - ученики (учащиеся) пятого класса.
Тематическая и терминологическая лексика
общеобразовательных дисциплин
(организация учебной деятельности)
- Подумай (-те), как можно ответить на этотвопрос
(решить задачу, подписать рисунок,
иллюстрацию)?
- Чем тебе (вам) понравился ответ …. ?
- Оцени (- те) ответ товарища.
- Попроси (- те) ребят оценить твой (ваш) ответ.
- Какой праздник мы скоро будем отмечать?
- Составь (-те) предложение по образцу.
- Найди (– те) рассказ по оглавлению.
- Расскажи (- те) о режиме дня школьника.
Текст №5 «Наш класс»
Наш 5 класс находится на третьем этаже. Парты

в классе стоят буквой «П». Я сижу за второй
партой от учительского стола. Слева от меня
сидит Оля, а справа - Юля.
Учительский стол стоит перед доской. Над
доской расположены дополнительные яркие
лампы. Лампы помогают нам хорошо видеть
написанное на доске. На потолке висят лампы
дневного света
( люминисцентные).
Поэтому в классе очень светло. В классе шесть
парт для учащихся. За каждой партой сидят по
два (по одному). В классе два окна. На них
голубые жалюзи. Слева от окон и напротив окон
находятся две стенки для книг и для одежды. На
стенах висят стенды « … », « … ».
Вопросы и задания к тексту:
1 Где находится твой класс?
2. Продолжи предложение:
Я сижу за …
3. Составь вопрос по предложению :
Учительский стол стоит пред доской.
(Где … )
4. Расскажи о жалюзи.
У нас в классе голубые жалюзи. Чтобы
раздвинуть жалюзи, нужно потянуть за шнур.
Чтобы их сдвинуть, нужно потянуть за другой
(шнур). Чтобы приоткрыть (открыть) створки
жалюзи, нужно … . Чтобы закрыть … жалюзи,
нужно … . Жалюзи нужны для того, чтобы
защищать глаза от яркого солнца.
Слова и словосочетания:
Класс - наш класс – любимый класс, ученик –
ученица, учащийся, учащиеся, стол- учительский

стол, лампы-лампы дневного света,
люминисцентные лампы.
XX- XXIII
Фразы разговорно - обиходного характера
28. Сегодня у нас по расписанию пять уроков.
29. во вторник у нас по расписанию четыре урока.
30. На уроках математики я решаю примеры и
задачи, черчу отрезки.
31. На уроках чтения я правильно отвечаю на
вопросы и внятно читаю отрывки из рассказов,
стихотворений, литературных произведений.
XVI – XVIII Текст №6 «Расписание уроков».
Количество уроков в расписании разное. Каждый
день по четыре, по пять уроков. В неделю у нас 4
урока русского языка, два урока развития речи,
четыре чтения, пять математики, два
ознакомления с окружающим миром, один
социальная ориентировка, три физической
культуры, один технологии.
На уроках русского языка мы выполняем
упражнения, на математике – решаем примеры,
задачи, на уроках физической культуры бегаем,
прыгаем, играем в волейбол и баскетбол.
Мой самый любимый предмет – русский язык,
потому что там я узнаю новые слова, учусь
грамотно писать и говорить.
Я люблю свой класс и своих одноклассников.
Мой класс самый уютный и красивый, а мои
товарищи – самые хорошие друзья на свете.
Вопросы и задания к тексту:

1. Спроси у товарища (у подруги), какой
предмет у него (неё) самый любимый и
почему.
2. Проведи с другом (с подругой)
минидиалог.
I
– Куда ты идёшь?
– В класс.
– Зачем?
– Учиться.
II
- Какой твой самый любимый предмет?
-…
- Почему?
- Я люблю решать и считать.
3. Расспроси учителя о том, как ты учишься,
что ты знаешь и умеешь выполнять хорошо,
какие недостатки тебе надо преодолеть.
Слова и словосочетания:
На уроках – на уроках русского языка
(математики, физической культуры…),
предмет- любимый предмет, класс –
одноклассники, товарищи – друзья.
XXIV

III Темы: «Речевой этикет
при приёме гостей»,
« Слово – твой друг и
помощник».

Фразы разговорного характера
1. В какой день недели проводится генеральная
уборка в твоём классе?
2. Что нужно для уборки класса?
3.Когда вы убираете класс?

4. Расскажи, в каком порядке нужно проводить

уборку?
5. После генеральной уборки в классе свежо и
чисто.
Тематическая и терминологическая лексика
общеобразовательных дисциплин
(развитие речи)
- Составь предложение по схеме Кто? + Что
сделал? + Что?
- Замени выделенные (подчёркнутые) слова в
предложении другими (близкими по значению).
Таня и Лена аккуратно сложили в шкафу книги и
тетради.
- Запиши в дневник интересных событий, как вы
убирали класс.
- Выбери фотографии по теме
«
Уборка нашего класса».
- Сделай презентацию на компьютере.
Текст № 5 «Уборка класса»
Сегодня ребята убирали класс. Коля и Галя
вытирали парты и стол. Марина, Олег и Саша
мыли доску, стены и дверь. Оля и Андрей
поливали цветы. Таня и Лена аккуратно сложили
в шкафу книги и тетради. Наташа взяла тряпку и
вытерла пол, а потом открыла форточку и
проветрила класс. В классе стало чисто.
Вопросы и задания по тексту:
1.Что делали ребята в классе?
2.Что делали Коля и Галя?
3.Кто мыл доску, стены и дверь?
4.Кто поливал цветы?

XXV

5.Что делали Таня и Лена?
6.Что сделала Наташа?
7. Для чего ребята убирались в классе?
8. Как ребята работали во время уборки класса?
Слова и словосочетания:
убирали класс, вытирали парты, мыли доску,
поливали цветы, аккуратно сложили, взяли,
вытерли, открыли, проветрили, чисто, в классе
чисто, стало чисто.
Фразы разговорного характера
1. Садитесь за стол.
2. Скажи, чтобы он (-а) садился

(-лась) за стол.
3. Приглашай (пригласи) … к столу.
4. Ты пригласил … ?
5. Садитесь за стол.
Тематическая и терминологическая лексика
общеобразовательных дисциплин (СБО)
-Правила поведения за столом.
- Сервировка стола.
- Назови столовые приборы (посуду).
- Сложи красиво салфетку для сервировки
праздничного стола.
- Составь меню на обед (на завтрак, на ужин).
Текст – диалог№ 1 «Завтрак».
Шура и Зина: - Доброе утро, папа!
Папа: - Доброе утро, дети!

Зина: - А мы уже завтракаем.
Папа: - Приятного аппетита, дети.
Шура и Зина: - Спасибо, папа.
Папа: - Интересно, а что сегодня на завтрак?
Мама: - Сегодня на завтрак чай, хлеб, сыр и
цветочный мёд.
Папа: - А где Соня?
Соня: - Я сейчас приду!
Мама: - Садись, пожалуйста, за стол. Пей чай с
бутербродом.
Шура: - Я не люблю чай без сахара. Где сахар?
Мама: Вот сахар. Возьми и положи в чай.
Шура: Сахарница пустая!
Мама, Шура, Зина: - Ах, вот где сахар!
Соня: - Моя Мурка тоже завтракает!
Вопросы и задания по тексту:
1. В какое время суток происходит
действие?
2. Что делает семья утром?
3. Что у них на завтрак?
4. Какой чай любит пить Шура?
5. Что сказала мама Соне?
6. Как в семье принято приветствовать друг
друга утром?
7. Спроси у товарища, что он (-а) ел (а)
сегодня на завтрак?
8. Почему Соня кормит Мурку сахаром?
Слова и словосочетания: пригласи, садитесь за
стол, приглашаю вас к столу, приятного аппетита,
доброе утро, добрый день, добрый вечер,
бутерброд, чай, кофе, какао, колбаса, яйцо
варёное, жареное, омлет, каша.

XXVI

Фразы разговорного характера:
6.Как ты себя чувствуешь после дороги?
7.Спроси у ... , как он (-а) чувствует себя после
дороги?
8. после дороги я немного устал (очень устал,
совсем не устал).
9.Долго ли вы (ты) пробудете в нашем городе (у
нас)?
10.Спроси у … , долго ли он пробудет в нашем
городе?
Тематическая и терминологическая лексика
общеобразовательных дисциплин
(развитие речи)
- Разрешит(-те) поздравить тебя (вас) с
наступающим праздником.
- прими (-те) мои самые тёплые пожелания.
- Желаю успехов!
- Желаю хорошего здоровья!
- Скажи, чтобы он (-а, -и) проходил в комнату.
- проходи, пожалуйста.
- Мы тебя ждём.
- Не забудь поздравить друзей (родителей,
маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру) с
праздником.
- Скажи …, чтобы он(-а) садился за стол.
Приглашай (пригласи) … к столу.
- Ты пригласил(-а) … ?

- Садитесь за стол.
- Садись за стол, тёплые пожелания, самые
тёплые пожелания, пожелания здоровья,
проходи, раздевайся, ждём тебя, подожди, не
забудь поздравить, поздравь, я не забуду
поздравить , садитесь за стол, пригласи,
приглашаю вас к столу.
Текст – диалог №2 «Встречаем гостей».
- Здравствуйте, как вы доехали?
- Спасибо, хорошо.
- Как вы себя чувствуете после дороги?
- Спасибо, нормально (неплохо, чудесно).
- Долго пробудете в нашем городе?
- Дней 5-7.
- Мы очень рады вас видеть. Мы давно вас
ждали.
- Спасибо. Мы тоже рады нашей встрече.
Вопросы и задания по тексту:
1. Как … чувствует себя после дороги?
2. Спроси, а как … чувствует себя после
дороги.
3. Немного устала.
4. Долго ли … пробудет в нашем городе?
5. Они рады встрече?
Слова и словосочетания:
После дороги, устал, немного устал, совсем не
устал, очень устал; чувствую себя неплохо
( чудесно, нормально); долго ли,
будет- пробудет.
XXVII

Фразы разговорного характера:

1. Разрешите поздравить Вас с
наступающим праздником «День
Победы».
2. Примите мои самые тёплые пожелания
здоровья и долгих лет жизни.
3. Проходите, пожалуйста.
4. Я тебя жду.
5. Мы тебя ждём.
6. Не забудь поздравить всех близких с
праздником.
7. Скажи … , чтобы он (-а) садился за стол.
8. Приглашай (пригласи) .. к столу.
9. Ты пригласил (-а) ?
10. Садитесь за стол.
Тематическая и терминологическая лексика
общеобразовательных дисциплин
(развитие речи)
- Поздравление, поздравительная открытка,
подарок, пожелание, пожелание здоровья,
приглашение, угощение, культура поведения в
гостях, спасибо, пожалуйста, благодарю.
Текст №3 «В гостях».
Внуки пришли к бабушке, чтобы поздравить её
с праздником. На 8 Марта они подарили
бабушке: открытку, рисунки, конфеты и цветы.
Маша и Коля пожелали ей здоровья и долгих
лет жизни. Бабушка поблагодарила внучат и
пригласила их за стол. Ребята пили чай с
абрикосовым вареньем и ели вкусный пирог.
Потом они пели и танцевали. Все были очень
рады.

Вопросы и задания по тексту:
1. Кого пришли поздравить внуки?
2. С каким праздником они поздравили
бабушку?
3. Что подарили бабушке внуки?
4. Что пожелали бабушке внуки?
5. Чем угощала бабушка внуков?
6. Что они делали потом.
Слова и словосочетания:
Праздник, 8 марта, разреши поздравить тебя,
прими мои пожелания, пожелания здоровья, не
забудь поздравить, приглашаю вас к столу.
IV ч

IV Темы: «Речевой этикет
при знакомстве и беседах»,

XXVIIIXXIX

« Слово – твой друг и
помощник».

Фразы разговорного характера:
1. Что ты тут делаешь?
2. Спроси у … , что он (-а) делает?

3.Кго ждёшь, если не секрет?
4.Спроси … .
5.Это секрет.
6. Присоединяйся к нам.
7.Ты не возражаешь?
8.Ты ходила на свидание? С кем, если не
секрет?
Тематическая и терминологическая лексика
общеобразовательных дисциплин
(природоведение)
- Перечисли, какие предметы в классе сделаны
из металлов?
- Животные – обитатели суши.
- Какие условия необходимы растению для
жизни.

- Повтори: мрамор, гранит, полезные
ископаемые, выветривание, рыхлая почва.
- Какие водные растения ты знаешь?
- Кто произойдёт, если люди не будут охранять
природу?
- Почему нужно беречь воду?
Текст – диалог № 1 «Нечаянная встреча»
- Привет! Что ты тут делаешь?
- Ничего особенного. Я просто жду.
- Кого ты ждёшь, если это не секрет?
- Диму.
- Вы договорились здесь встретиться?
- Да, у нас свидание.
- Во сколько вы договорились встретиться?
- В пять (17) часов .
- Вы куда- то пойдёте?
- Мы хотели погулять в Ботаническом саду.
Пойдём с нами?
- С большим удовольствием присоединюсь к
вам, если не возражаете.
- Конечно, нет! Наоборот вместе нам будет
веселее!
Вопросы и задания по тексту:
1. Почему .. и ..
договорились встретиться?
2. … пригласила … погулять
с ними по саду?
3. …
сказал:
с
удовольствием
соединюсь,
если не возражаете.
4. А что ответила … ?
5. Куда ты любишь ходить с другом

(подругой) при встречи?
6. Почему в компании бывает веселее?
7. Скажи по- другому свидание - … .
Слова и словосочетания:
ничего особенного, ты ждёшь, я жду … , я
никого не жду, секрет, присоединяйся, ты не
возражаешь, я не возражаю, вместе веселее.
XXX - XXXI
1.
2.
3.
4.
5.

Фразы разговорного характера:
Я озябла.
Скажи …, чтобы он(-а) закрыла окно.
Что – то зябко.
Тебе не холодно?
Спроси у … , ему не холодно?
(незябко)?

Тематическая и терминологическая лексика
общеобразовательных дисциплин
(СБО)
- Экономия тепла.
- Утеплить окна к зиме.
- Экономно расходовать материалы.
- Чем можно утеплить окно к зиме?
Текст – диалог№2
- Вам не холодно?
- Вообще-то зябко.
- Может, хватит проветривать комнату?
- Да.
- Тогда я с вашего согласия закрою форточку?
- Да, а то простудимся.

- При закрытых окнах в комнате станет очень
тепло.
- Неужели?
- Конечно! Ведь ещё в ноябре мы утеплили
окна ватой и скотчем.
- Сейчас стало намного теплее.
Вопросы и задания по тексту:
1. Что ответила … , когда … спросила не
холодно ли ей?
2. А тебе не зябко?
3. Скажи … , чтобы он закрыл форточку, а
то простудиться можно.
4. Как они утеплили окна?
5. Когда в комнате станет очень тепло?
Слова и словосочетания:
Зябко- озябла – озяб; простудиться можно,
нельзя простужаться, холодно - не холодно,
утеплили окна.
XXXII

Фразы разговорного характера:
1. Слышен звонок телефона.
2. Разговаривает Лена с дядей Андреем.
3. Дядя Андрей, тётя Юля и Соня приехали
в гости.
4. Они приехали из деревни.
5. Они приехали в город.
Тематическая и терминологическая лексика
общеобразовательных дисциплин
(развитие речи)
- Как ты хочешь провести свой отдых
(каникулы, воскресенье, праздник, день

рождения)?
- Куда ты собираешься поехать отдыхать в этом
году?
- Я хочу поехать на море.
- Спроси у … , куда он собирается.
- Я собираюсь домой (в школу, в магазин, в
больницу, в деревню, на море, к врачу ит. д.)
- Я никуда не собираюсь.
- Я согласен (не согласен).
- Ты согласен?
- Я согласен (не согласен) с тем, что … .
- Согласен (не согласен) с тобой (с ним, …).
- Сколько интересного можно узнать во время
путешествия.
- Что нового?
- Есть новости?
- Нет новостей.
- Путешествие, путешествовать,
попутешествовать, свободное время, советуюпосоветую, дай совет, не советую,
посоветоваться.
Текст№3 «Беседа по телефону».
- Лена, ты слышишь звонок? Телефон.
- Алло! Алло! Я слушаю Вас.
- Здравствуйте! С кем я разговариваю?
- Это Лена.
- Доброе утро, Лена! Это дядя Андрей.
- Здравствуйте, дядя Андрей. Я Ваш голос
сразу не узнала. С кем Вы приехали?
- Мы приехали на поезде с тётей Юлей и
Соней.
- Я рада, что и Сонечка с вами.

- Через полчаса мы будем у Вас.
- До встречи!
Вопросы и задания по тексту:
1. Что услышала Лена?
2. Кто ей позвонил?
3. На чём приехали гости?
4. Почему рада Лена?
5. Что сказала Лена, когда сняла трубку
телефона?
6. Что сказал Дядя Андрей?
Слова и словосочетания:
Звонок – звонок телефона, телефон, доброе
утро, здравствуйте, приехали поездом, приехали
в гости, до свидания, до встречи, я слушаю.

XXXIIIXXXIV

Фразы разговорного характера:
1. Здравствуйте. Будем знакомы.
2. Мы рады встрече с Вами.
3. Как Вы доехали?
4. Проходите, пожалуйста … .
5. Благодарим за интересный рассказ.
Тематическая и терминологическая лексика
общеобразовательных дисциплин
(развитие речи)
- Подбери иллюстрацию о войне.
-Будем писать сочинение на тему «9 Мая –
День Победы».
- Задай вопросы о Великой Отечественной войне
- Напишите сочинение по плану.
- Придумайте начало рассказа. Используй в
сочинении рассказы и стихи о войне.

Текст№4 «Храбрая девушка ».
В начале мая школьники отмечали День победы.
На встречу ребята пригласили ветерана Великой
Отечественной войны - Алексея Ивановича.
- Здравствуйте, Алексей Иванович. Как вы
доехали?
- Спасибо, хорошо. Меня привёз сын на
машине.
- Мы рады встрече с Вами. Разрешите проводить
Вас в Зал.
Когда ветеран вошёл в зал, его приветствовали
аплодисментами. После праздничного концерта
Алексей Иванович рассказал о себе.
- В бою с фашистами я был ранен. Пуля пробила
мне руку и попала в грудь. Товарищи ушли
вперёд, а ком не тихо подползла медицинская
сестра. Она перевязала мои раны и потащила
меня на себе. Фашисты обстреливали её из
пулемётов, но девушка продолжала ползти и
доставила меня к своим. Так храбрая девушка
спасла мне жизнь.
Ребята поблагодарили ветерана за интересный
рассказ. На прощание школьники подарили
Алексею Ивановичу цветы и
сфотографировались с ним.
Вопросы и задания по тексту:
1. Какой праздник отмечают 9 Мая?
2. Кого школьники пригласили на
праздник?
3. Какими словами встретили ребята
ветерана?
4. Как приветствовали ветерана?

5. Что рассказал о себе Алексей Иванович?
Отвечай по плану:
1. Что случилось во
время боя?
2. Как медсестра спасла
солдата?
3. Куда она притащила
бойца?
4. Какая была девушка?
Слова и словосочетания:
Здравствуйте, спасибо, хорошо, мы рады
встрече, проходите, пожалуйста, приветствовали
аплодисментами, ветеран, праздник, День
Победы, фашисты, медицинская сестра, боец,
солдат.
Фразы разговорного характера:
6. Здравствуйте. Будем знакомы.
7. Ты едешь отдыхать на море?
8. Да, а ты куда едешь?
9. Я еду в спортивный лагерь.
10. Лагерь расположен у моря.
Тематическая и терминологическая лексика
общеобразовательных дисциплин
(развитие речи)
- Отдых, море, речка, озеро, спорт,
летний лагерь, летние каникулы, отдых
на море, путешествие
-Будем писать сочинение на тему … .
- Задай вопросы о каникулах.
- Напишите сочинение по плану.
- Придумайте начало рассказа. Используй в

сочинении свои наблюдения за природой.
- Какое у тебя впечатление об отдыхе?
Текст№5 «Знакомство в поезде».
- Здравствуй. Будем знакомы. Алёша.
- Очень приятно. Дима.
- Ты едешь отдыхать или в гости?
- Я еду отдыхать.
- Куда?
- Я еду в спортивный лагерь.
- А я еду на море. Летом надо отдыхать на море!
- Не согласен. Лучший отдых – спорт. Наш
лагерь тоже расположен у моря.
Вопросы и задания по тексту:
6. Где познакомились Алёша и Дима?
7. Куда ехал Алёша (Дима)?
8. Кто из ребят занимается спортом?
9. Что даёт человеку занятия спортом?
10. Где ты любишь отдыхать?
11. Спроси у маня, а где я люблю отдыхать.
Слова и словосочетания:
Летний отдых, будем знакомы, здравствуй, мы
знакомы (не знакомы), путешествие, согласен
(не согласен).
Контрольная работа за

год

Темы: «Школьная жизнь», «Физкультура
испорт»,
« Слово – твой друг и помощник», «Речевой
этикет при приёме гостей», « Речевой этикет при
знакомстве и беседах».

Учебно-методический комплект

Основ
а рабочей
программы
Учеб
нометодическ
ие средства
обучения

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования для обучающихся с ОВЗ.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, допущенная Министерством просвещения
Российской Федерации 2 издание, (сборник 1). Подготовительный, 1-7 классы, Москва «Просвещение» 2005.
1. Е.П. Кузьмичёва, Е.З. Яхнина. Обучение глухих детей восприятию и обучению устной речи. Москва.Издательский центр
«Академия», 2014г.
2. Н.А. Гегелия. Исправление недостатков произношения у подростков и взрослых. Москва. Гуманитарный
издательский центр «ВЛАДОС», 2014г.
3. К.А. Волкова, В.Л.Казанская, О.А.Денисова. Методика обучения глухих детей произношению. Москва. Гуманитарный
издательский центр «ВЛАДОС», 2014г.
4. И.Королёва, П. Янн. Дети с нарушениями слуха. Санкт – Петербург. Издательство «КАРО», 2011г.
5. Кролёва И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха). Санкт – Петербург.
Издательство «КАРО», 2009г.
6. Г.Н. Пенин, З.А. Пономарёва и др., Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных(коррекционных) образовательных
учреждениях. Санкт – Петербург. Издательство «КАРО», 2006г.
7. Е.Г. Речицкая, Е.З. Яхнина, И.В. Речицкий и др., Педагогические технологии воспитательной работы. ЧI, Ч. II. Москва.
Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2013г.
8. Лебедева О.В. Особенности работы учителя – дефектолога 2-3-й ступени обучения в школе для детей, имеющих нарушения
слуха и речи: Учебно – методическое пособие. – СПБ.: Антология, 2012г.
Дополнительная литература.
1. Сурдопедагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. \ Под ред. Е.Г. Речицкой. Москва.
Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г.
2. Развитие устной речи у глухих школьников. Авторы: Е.П.Кузьмичева, Е.З. Яхнина, О.В.Шевцова. Рекомендовано Управлением
специального образования Министерства Российской Федерации. Москва. Издательство «НЦ ЭНАС» 2003г.
3. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. Автор: Л.П.Назарова, Допущено Министерством образования
Российской Федерации. Москва «Владом» 2001г.
4. Армин Лёве «Развитие слуха у неслышащих детей» Москва, АCADEMA , 2003г.
5. Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина «Методика обучения произношению в школе глухих» Москва, «Просвещение», 1981г
Периодические издания
1. Журнал «Дефектология».
Информационно - компьютерные технологии (ИКТ)
2. «Дэльфа 142».

Интернет ресурсы
http://festival.1september.ru/subjects/32/
http://logopediya.com/
http://www.logoped.ru/
http://www.solnet.ee/
http://defectolog.ru/
http://www.boltun-spb.ru/
http://www.logopunkt.ru/
http://www.defectus.ru/
http://www.usharik/ru
http://www.pedlib.ru/
http://www.logopedmaster.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ГОП на 2025-2026 1 полугодие

 График оценочных процедур на 1 полугодие 2025-2026 учебного года МКОУ Антиповской СШ
График оценочных процедур 1 полугодие 25-26.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».