МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АНТИПОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА КАМЫШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено»
На Педагогическом совете
Протокол № _1__ от 26.08.2025
«Утверждаю»
Директор школы
_____________/Трайдова А.В./
Приказ № _90 от 29.08.2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
ВАРИАНТ _1
5-9 класс
Пояснительная записка
Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен
быть гармонично развит во всех сферах жизни. По данным мировой статистики, число
речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременной
коррекции
речевых
нарушений
принимает
глобальный
характер.
В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества
неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее
многочисленную
группу
риска
составляют
ученики
с
ОВЗ.
Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей
системе
коррекционной
работы.
Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии
ребёнка. Недостатки речи у детей имеют сложную структуру и стойкий характер. Чаще
всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются
процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и
синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность
связной речи. Как правило, у таких детей дисграфия переплетается с дизорфографией.
Стойкие и многочисленные ошибки, называемые дизорфографией не являются
случайными и требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления.
Такую работу должен вести учитель-логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с
речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может
привести
к
положительному
результату
в
коррекционной
работе.
В связи с вышеизложенным основной практической задачей школьного логопеда является
помощь учащимся с ОВЗ в овладении программным материалом по русскому языку.
Программа составлена для учащихся 5 – 9 классов с ОВЗ, обучающимся по
адаптированным программам МКОУ
Антиповской СШ. Приведено тематическое
планирование для каждого класса, которое характеризуется гибкостью и не может быть
жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия
возможной результативности коррекционной работы. Количество часов может меняться в
зависимости
от
степени
выраженности
речевого
недоразвития,
компенсаторных
возможностей ребёнка, психофизиологических особенностей ребёнка, состояния его
интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения
материала.
добавление изучаемых тем.
Также возможны исключения и
Цель программы:
- провести коррекционное обучение с учащимися с ОВЗ 5 - 9-х классов по коррекции
недостатков письменной речи
Задачи коррекционного обучения:
- выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
- повысить уровень общего речевого развития путём уточнения, расширения и
активизации словаря учащихся; развития навыков словоизменения и словообразования;
развития связной устной и письменной речи;
- развить логическое и образное мышление;
- развить устойчивый интерес к урокам русского языка.
Содержание программы:
Программа рассчитана на весь курс обучения (5 - 9 класс), с часовой нагрузкой в 68 часов
(2 раза в неделю).
В зависимости от особенностей речевого нарушения у учеников и их психофизического
развития учитель-логопед организует фронтальные, групповые или индивидуальные
занятия.
Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной
речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических
процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные
упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию
внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию
полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись;
восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный
поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.
Для усвоения программы используются основные методы обучения: наглядный,
словесный, метод практических знаний, проблемно-поисковый. Коррекционная работа
включает также нетрадиционные методы: элементы музыкотерапии и литотерапии,
которые помогают более глубокой и качественной коррекции.
Тематическое планирование по логопедической коррекции для учащихся 5-х
классов
№ Тема коррекционного занятия
Кол-во
часов
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов,
1 слов, предложений и текстов.
2
1 Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной
речи.
2
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки
3 Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне
слова.
2
4 Гласные после шипящих и Ц.
2
Согласные звук
5 Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях ( на конце и в
середине слова)
2
6 Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя
способами: гласными второго ряда и мягким знаком.
2
7 Разделительный мягкий знак.
2
8 Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного мягкого
и твёрдого знаков.
2
9 Непроизносимые согласные.
2
10 Двойные согласные.
2
10 Двойные согласные.
2
Морфемика и словообразование
11 Основа слова и окончание.
2
11 Корень слова. Однокоренные слова.
2
13 Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с
приставками, противоположными и близкими по значению.
2
14 Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью
различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, -оват-, -еват-).
2
15 Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, -н-, -ян-, -ск-, -енн).
2
16 Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …).
2
Словоизменение
Имя существительное
17 Изменение существительных по числам.
2
18 Изменение прилагательных по числам.
2
19 Изменение существительных по падежам, в том числе существительных
на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.)
2
10 Изменение существительных по падежам, в том числе существительных
на –ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.)
2
Имя прилагательное
11 Род имён прилагательных.
2
11 Изменение прилагательных по числам.
2
13 Согласование прилагательных с существительными в роде.
2
14 Согласование прилагательных с существительными в числе.
2
15 Изменениепо падежам прилагательных с основой на шипящие –ц, -ий, -ья,
-ье, -ов, -ин.
Глагол
16 Изменение глаголов по временам.
17 Изменение глаголов по числам.
18 Изменение глаголов по родам в прошедшем времени.
19 Согласование глаголов с существительными в числе.
30 Согласование глаголов прошедшего времени с именем существительным.
2
2
2
2
2
2
Развитие анализа структуры предложения
31 Предложение.
Грамматическая
основа.
Второстепенные
предложения. Однородные члены предложения.
31 Обращение.
33 Прямая и косвенная речь.
34 Проверка результативности коррекционной работы.
Работа над ошибками.
Всего:
члены
2
2
2
1
68 часов
Тематическое планирование по логопедической коррекции для учащихся 6 - х
классов
№ Тема коррекционного занятия
Кол-во
часов
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов,
1 слов, предложений и текстов.
4
1 Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной
речи.
4
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки
3 Чередование гласных О-А в корнях -лож-, -лаг-;-рос-, -раст-, -ращ-.
4
4 Чередование гласных О-А в корнях -кос-, -кас-; -гор-, -гар-.
4
5 Правописание гласных в приставках –пре-, -при-.
4
Звонкие и глухие согласные
6 Правописание согласных в приставках.
4
Твёрдые и мягкие согласные
7 Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм.
4
Развитие слогового анализа и синтеза
8 Правописание сложных слов.
4
Словообразование
9 Сложные слова. Сложносокращённые слова.
4
Словоизменение
Имя существительное
10 Несклоняемые имена существительные.
4
Имя прилагательное
11 Степени сравнения имени прилагательных.
4
Имя числительное
11 Согласование порядковых числительных с существительными.
4
Местоимение
13 Согласование местоимений с существительными.
4
Глагол
14 Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глаголов. Окончания
глаголов
4
Развитие анализа структуры предложения
15 Работа со сплошным текстом. Членение сплошного текста на
предложения.
4
16 Составление текста из предложений, данных в разбивку. Составление
текста из деформированных предложений.
4
17 Проверка результативности коррекционной работы. Работа над
ошибками.
4
Всего:
68 часов
Тематическое планирование по логопедической коррекции для учащихся 7 - х
классов
№ Тема коррекционного занятия
Кол-во
часов
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, 2
1 слов, предложений и текстов.
1 Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной
речи.
2
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки
3 Чередование гласных в корнях –бир-, -бер-.
2
4 Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
2
5 Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
2
6 Правописание гласных в полных и кратких страдательных причастиях.
2
7 Наречие. Конечные гласные наречий.
2
Согласные звуки
8 Правописание согласной буквы Н в суффиксах причастий.
2
9 Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е.
2
Развитие анализа структуры предложений
10 Причастие как особая форма глагола.
2
11 Причастный оборот.
2
11 Анализ предложений с причастным оборотом.
2
13 Деепричастие как особая форма глагола.
2
14 Деепричастный оборот.
2
15 Анализ предложений с деепричастным оборотом.
2
16 Наречие как часть речи.
2
17 Анализ предложений с наречиями.
2
18 Анализ предложений с непроизносимыми предлогами ( без, до, для, из, к,
над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через).
2
19 Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за, понад).
2
10 Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо, вроде,
вследствие, сверх, насчёт, в продолжение, в течение, в виде).
2
11 Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме,
включая предлоги.
2
11 Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме,
включая предлоги.
2
13 Распространение предложений.
2
14 Построение сложносочинённых предложений с союзами (и, а, но).
2
15 Построение сложноподчинённых предложений с союзами (чтобы, потому
что, и т. д.). Их перестроение.
2
Развитие анализа структуры текста
16 Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение».
2
17 Составление текста из деформированных предложений.
2
18 Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста.
2
19 План. Пересказ текста по составленному плану.
2
30 Подробное изложение повествовательных текстов.
2
31 Подробное изложение с творческими дополнениями.
2
31 Сжатое изложение. Выборочное изложение.
33 Проверка результативности коррекционной работы.
34 Работа над ошибками.
Всего:
2
2
2
68 часов
Тематическое планирование по логопедической коррекции для учащихся 8 - х
классов
№ Тема коррекционного занятия
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов,
слов, предложений и текстов.
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной
речи.
Работа над предложением
3 Уточнение представлений о предложении.
4 Типы предложений по цели высказывания.
5 Главные и второстепенные члены предложений.
6 Нахождение слов, связанных с подлежащим.
1
1
Кол-во
часов
2
2
2
2
2
2
7
Нахождение слов, связанных со сказуемым.
8
Конструирование
простых
предложений
(нераспространённых, 2
распространённых, с однородными членами).
Конструирование предложений с однородными членами.
2
9
2
10 Конструирование предложений с обращениями и вводными словами.
2
11 Способы передачи чужой речи.
2
11 Прямая и косвенная речь.
2
13 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.
2
14 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.
2
15 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.
2
16 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.
2
17 Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование 2
предложений.
18 Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование 2
предложений.
Работа над текстом
19 Пересказ по серии сюжетных картинок.
2
10 Пересказ по сюжетной картинке.
2
11 Что такое план.
2
11 Виды планов.
2
13 Пересказ по плану.
2
14 Изложение текста по вопросам и опорным словам.
2
15 Изложение текста по коллективно составленному плану.
2
16 Изложение текста по самостоятельно составленному плану.
2
17 Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
2
18 Текст – повествование. Составление рассказа.
2
19 Текст – описание. Составление рассказа.
2
30 Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа.
2
31 Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа.
2
31 Замена в тексте лица рассказчика.
33 Проверка результативности коррекционной работы.
34 Работа над ошибками.
Всего:
2
2
2
68 часов
Тематическое планирование по логопедической коррекции для учащихся 9 - х
классов
№ Тема коррекционного занятия
1
Кол-во
часов
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов,
слов, предложений и текстов.
2
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной
речи.
2
Работа над предложением
3 Уточнение представлений о предложении.
2
1
4
Типы предложений по цели высказывания.
2
5
Главные и второстепенные члены предложений.
2
6
Нахождение слов, связанных с подлежащим.
2
7
Нахождение слов, связанных со сказуемым.
2
8
Конструирование
простых
предложений
(нераспространённых, 2
распространённых, с однородными членами).
Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами.
2
9
10 Конструирование сложных предложений с подчинительными союзами.
2
11 Конструирование бессоюзных сложных предложений.
2
11 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.
2
13 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.
2
14 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.
2
15 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.
2
16 Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование 2
предложений.
17 Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование 2
предложений.
Работа над текстом
18 Повторение изученного. Тема текста, основная мысль, опорные слова.
2
19 Типы текстов.
2
10 Структура текста. Понятие о микротеме.
2
11 План. Виды плана.
2
11 Составление планов разных видов.
2
13 Составление плана по данному тексту.
2
14 Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному 2
плану.
15 Редактирование изложения.
2
16 Типы текста. Сравнительное описание.
2
17 Сочинение – сравнительное описание.
2
18 Редактирование сочинений. Речевые ошибки.
2
19 Типы текста. Повествование.
2
30 Типы текста. Рассуждение.
2
31 Сочинение – повествование с элементами рассуждения по циклу 2
сюжетных рисунков.
31 Редактирование сочинения.
2
33 Проверка результативности коррекционной работы.
2
34 Работа над ошибками.
2
Всего:
68 часов
ЛИТЕРАТУРА:
1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.:
Сфера, 1005..
2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы
логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991.
3. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.
Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО,1004.
4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида.
5. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с
использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 1001.