Учебный план филиала Сестренская ОШ для обучающихся с ОВЗ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНТИПОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА КАМЫШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«Рассмотрено»
На Педагогическом совете
Протокол № 1 от 29.08.2024 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МКОУ АНТИПОВСКОЙ СШ
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1

2024 г.

Учебный план приведен в соответствие с федеральными адаптированными
образовательными программами.
При разработке учебного плана МКОУ Антиповская СШ руководствовалась следующими
документами:
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 г. № 69 «О
внесении в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от
22.03.2022 г. № 155»;
-приказом №495 от 17.06.2024 г. Министерства просвещения Российской Федерации «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных адаптированных образовательных программ»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи»». Согласно статье 79 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в РФ»:
- содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной
программой (для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида) при условии создания специальных условий;
- под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения,
воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных
пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего

обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено
освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано
как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Учебный план МКОУ Антиповской СШ (далее — Учебный план) для обучающихся с легкой
умственной отсталостью (УО вариант 1), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав
каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность,
заключающуюся в учёте особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с
целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру
учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих
овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития
обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию особых (специфических) и индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение
осуществляться согласно психофизическим особенностям обучающихся с умственной отсталостью
на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Программа «Секреты русского языка» предполагает 2 часа в неделю и осуществляет
углубленное всестороннее изучение грамматики русского языка, формирует у детей с умственной
отсталостью навыки грамотного письма.
На изучение курса «Окружающий мир» отводится 1 час из части, формируемой участниками
образовательных отношений, изучение программы расширяет представления детей об
окружающем мире и протекающих в нем процессах.

В соответствии с требованиями ФГОС одним из разделов АООП обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является коррекционноразвивающая работа.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными
занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой. Всего на коррекционноразвивающую область отводится 6 часов в неделю.
Немалое место в коррекционно-развивающей работе отводится развитию коммуникативных
умений и навыков обучающихся. Как правило обучающиеся с УО имеют нарушения
фонематического восприятия и нарушения звукопроизношения, поэтому такой предмет как
«Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» является очень актуальным.
Нарушения речевого развития у детей данной категории носят системный характер и затрагивают
все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй,
семантику.
Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны
речи являются одной из важных организационных форм обучения детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), позволяющие проводить специальную (коррекционную)
работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния
слухоречевого развития, индивидуальных особенностей каждого ученика. Специальная
(коррекционная) работа по развитию фонематического восприятия и формированию правильного
звукопроизношения, проводимая на индивидуальных занятиях, способствует наиболее
полноценному овладению обучающимися устной речью, что имеет важное значение для получения
ими качественного образования, социальной адаптации, формирования личности в целом.
Коррекционная работа по преодолению недостатков произношения и развитию фонематического
восприятия ведется в 1-4 классах по 2 часа в неделю. Названия тем и количество часов могут
меняться в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития обучающегося и
успешности усвоения учебного материала.
Программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
входит в часть формируемую участниками образовательных отношений - коррекционно –
развивающую область учебного плана образовательного учреждения и обусловлена потребностью
оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с умственной отсталостью,
которая рассматривается как система развивающих, коррекционных и реабилитационных
технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия
потенциальных возможностей психического развития личности ребенка и расширения границ его
взаимодействия с окружающей. Введение курса сенсорного и психомоторного развития в
образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков
психического развития детей через системный подход, в котором когнитивные и двигательные
методы принимаются в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния. Программа
рассчитана на 4 года обучения: 1 класс -4 класс. Продолжительность каждого занятия в среднем 3040 минут. В условиях реализации настоящей АООП предполагается 2 занятия в неделю.
Программа коррекционного курса «Ритмика» предусматривает осуществление коррекции
недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами
музыкально-ритмической деятельности. Занятия по ритмике используют в качестве важнейшего
средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на
формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на

развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.
Программа предполагает индивидуальные занятия по 2 часа в неделю.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями логопедическими, психокоррекционными и ритмикой. Всего на
коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Выбор коррекционных
индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется МКОУ
Антиповской СШ, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной
отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время,
отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное,
социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью
образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации
предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их
развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества
часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа). Чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательная организация.

Учебный план АООП
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
I-IV классы
Предметные
Классы
Количество часов в год
Всего
области
I
II
III
IV
Учебные
предметы
Обязательная часть
Язык и речевая Русский язык
3/99
3/102
3/102
3/102
практика
Чтение
3/99
4/136
4/136
4/136
Речевая практика 2/66
2/68
2/68
2/68
Математика
Математика
3/99
4/136
4/136
4/136
Естествознание Мир природы и 2/66
1/34
1/34
1/34
человека
Искусство
Музыка
2/66
1/34
1/34
1/34
Изобразительное 1/33
1/34
1/34
1/34
искусство
Физическая
Адаптивная
3/99
3/102
3/102
3/102
культура
физическая
культура
Технология
Труд(Технология) 2/66
1/34
1/34
1/34
Итого
21/693 20/680 20/680 20/680
Максимально допустимая годовая 21/693 23/782 23/782 23/782
нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)
Часть формируемая участниками образовательных отношений
0
Секреты русского языка
Окружающий мир
0
Итого:
0
Коррекционно-развивающая
198
область (коррекционные занятия и
ритмика):
«Формирование речевого слуха и 2/66
произносительной стороны речи»
«Развитие
психомоторики
и 2/66
сенсорных процессов»
Ритмика
2/66
ИТОГО

6/198

12/405
15/507
8/270
15/507
5/168
5/168
4/135
12/405

5/168
85/2754
90/3196

2

2

2

6

1
3
204

1
3
204

1
3
204

3
9
810

2/68

2/68

2/68

8/270

2/68

2/68

2/68

8/270

2/68

2/68

2/68

8/270

6/204

6/204

6/204

24/810


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».