МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНТИПОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА КАМЫШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ «Рассмотрено» На Педагогическом совете Протокол № 1 от 29.08.2024 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН МКОУ АНТИПОВСКОЙ СШ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 2024 г. Учебный план приведен в соответствие с федеральными адаптированными образовательными программами. При разработке учебного плана МКОУ Антиповская СШ руководствовалась следующими документами: - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» - приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 г. № 69 «О внесении в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 22.03.2022 г. № 155»; -приказом №495 от 17.06.2024 г. Министерства просвещения Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»; - постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»». Согласно статье 79 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»: - содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой (для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида) при условии создания специальных условий; - под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья; - образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Учебный план МКОУ Антиповской СШ (далее — Учебный план) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (УО вариант 1), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учёте особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) и индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляться согласно психофизическим особенностям обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Программа «Секреты русского языка» предполагает 2 часа в неделю и осуществляет углубленное всестороннее изучение грамматики русского языка, формирует у детей с умственной отсталостью навыки грамотного письма. На изучение курса «Окружающий мир» отводится 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений, изучение программы расширяет представления детей об окружающем мире и протекающих в нем процессах. В соответствии с требованиями ФГОС одним из разделов АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является коррекционноразвивающая работа. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой. Всего на коррекционноразвивающую область отводится 6 часов в неделю. Немалое место в коррекционно-развивающей работе отводится развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся. Как правило обучающиеся с УО имеют нарушения фонематического восприятия и нарушения звукопроизношения, поэтому такой предмет как «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» является очень актуальным. Нарушения речевого развития у детей данной категории носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи являются одной из важных организационных форм обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющие проводить специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей каждого ученика. Специальная (коррекционная) работа по развитию фонематического восприятия и формированию правильного звукопроизношения, проводимая на индивидуальных занятиях, способствует наиболее полноценному овладению обучающимися устной речью, что имеет важное значение для получения ими качественного образования, социальной адаптации, формирования личности в целом. Коррекционная работа по преодолению недостатков произношения и развитию фонематического восприятия ведется в 1-4 классах по 2 часа в неделю. Названия тем и количество часов могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития обучающегося и успешности усвоения учебного материала. Программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений - коррекционно – развивающую область учебного плана образовательного учреждения и обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с умственной отсталостью, которая рассматривается как система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей психического развития личности ребенка и расширения границ его взаимодействия с окружающей. Введение курса сенсорного и психомоторного развития в образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического развития детей через системный подход, в котором когнитивные и двигательные методы принимаются в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния. Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 класс -4 класс. Продолжительность каждого занятия в среднем 3040 минут. В условиях реализации настоящей АООП предполагается 2 занятия в неделю. Программа коррекционного курса «Ритмика» предусматривает осуществление коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия по ритмике используют в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук. Программа предполагает индивидуальные занятия по 2 часа в неделю. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями логопедическими, психокоррекционными и ритмикой. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется МКОУ Антиповской СШ, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа). Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательная организация. Учебный план АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): I-IV классы Предметные Классы Количество часов в год Всего области I II III IV Учебные предметы Обязательная часть Язык и речевая Русский язык 3/99 3/102 3/102 3/102 практика Чтение 3/99 4/136 4/136 4/136 Речевая практика 2/66 2/68 2/68 2/68 Математика Математика 3/99 4/136 4/136 4/136 Естествознание Мир природы и 2/66 1/34 1/34 1/34 человека Искусство Музыка 2/66 1/34 1/34 1/34 Изобразительное 1/33 1/34 1/34 1/34 искусство Физическая Адаптивная 3/99 3/102 3/102 3/102 культура физическая культура Технология Труд(Технология) 2/66 1/34 1/34 1/34 Итого 21/693 20/680 20/680 20/680 Максимально допустимая годовая 21/693 23/782 23/782 23/782 нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Часть формируемая участниками образовательных отношений 0 Секреты русского языка Окружающий мир 0 Итого: 0 Коррекционно-развивающая 198 область (коррекционные занятия и ритмика): «Формирование речевого слуха и 2/66 произносительной стороны речи» «Развитие психомоторики и 2/66 сенсорных процессов» Ритмика 2/66 ИТОГО 6/198 12/405 15/507 8/270 15/507 5/168 5/168 4/135 12/405 5/168 85/2754 90/3196 2 2 2 6 1 3 204 1 3 204 1 3 204 3 9 810 2/68 2/68 2/68 8/270 2/68 2/68 2/68 8/270 2/68 2/68 2/68 8/270 6/204 6/204 6/204 24/810