Согласовано на педагогическом совете №1 от 26.08.2025г
Утверждено приказом № 90 от 29.08.2025г
Директор школы _______________А.В. Трайдова
УТВЕРЖДЕНО
Директором школы
А.В.Трайдовой
Приказ № 86
от 29 сентября 2024 г.
Учебный план основного общего образования для обучающихся
5-9 класса с умственной отсталость
(интеллектуальными нарушениями)
(Вариант 1)
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
Антиповская средняя школа
на 2025-2026 учебный год
1
Индивидуальный учебный план на 2025 - 2026 учебный год
Пояснительная записка
Учебный план для обучающихся по адаптированной образовательной программе для
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 составлен
в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г.
№1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от19.12.2014 г.
№1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Постановление Главного государственного врача РФ то 10 июля 2015 г.№26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08. 2013г. №1015 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (с изменениями от 13.12.2013г. №
1342; от 28.05.2014г. № 598; от 17.07.2015г. № 734);
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 №345 «О
федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»;
«Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования» 28 декабря 2018 г.№ 345;
Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 5 мая 2014 г. N 197
"Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной
или муниципальной образовательной организации, находящейся на территории
Чукотского автономного округа, с родителями (законными представителями)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях" С изменениями и дополнениями (2 февраля, 7 августа
2017г.)
Адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1);
Учебный план индивидуального обучения по адаптированной программе для обучающихся
с умственной отсталостью нормативно-правовой документ, устанавливающий перечень
общеобразовательных предметов, предметов коррекционной подготовки, объем учебного
времени в неделю, отводимый на их изучение.
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273—ФЗ «Об
образовании в Российской федерации» учебный план ориентирован на решение следующих
2
задач.
- удовлетворение образовательных потребностей, обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, создание оптимальных психолого-педагогических условий для
освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья соответствующих
образовательных программ, коррекции отклонений в развитии, социальной адаптации,
эмоционального и личностного развития.
Устанавливается продолжительность учебного года для 5 класса - 34 учебных недели. Для
профилактики переутомления обучающихся с умственной отсталостью в годовом
календарном учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов
учебного времени и каникул.
Распорядок учебного дня обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с
требованиями к здоровьесбережению (учебную работу, время отдыха, удовлетворение
потребностей, обучающихся в двигательной активности).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с умственной отсталостью
учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, не превышает величину недельной образовательной нагрузки,
установленную СанПиН 2 4.2.2821 -1 0.
Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий/уроков, так и во время внеурочной
деятельности обучающегося в течение учебного дня.
Содержание всех предметов учебного плана имеет практическую направленность и
приспособлено к возможностям детей с умственной отсталостью
Особенностью индивидуального учебного плана является то, что учебные предметы
решают, в основном, общеразвивающие, социокультурные и практические задачи с
особенностями умственного и физического развития детей.
Блок коррекционной работы предусматривает занятия по коррекции нарушенных
функций, формированию и развитию психических процессов, в зависимости от имеющихся
нарушений. Они направлены на обеспечение обучающимся усвоения программного
материала по общеобразовательным предметам за счет расширения и уточнения их знаний
и представлений об окружающем.
Федеральный компонент состоит из 7 образовательных областей и включает в себя.
1. Язык и речевая практика - предметы «Русский язык», «Чтение»;
2. Математика - предмет «Математика»;
3. Естествознание - предмет «Природоведение» «География»;
4. Человек и общество — предмет «Основы социальной жизни» «Мир истории»;
5. Искусство - предмет «Рисование», «Музыка»;
6. Физическая культура - «Адаптивная физическая культура»;
7. Технологии - «Труд (технология)».
Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена
коррекционно-развивающей областью психокоррекционные занятия (2ч.), занятия по
ритмике (2ч), занятия с дефектологом (2ч) по 6 часов в неделю и внеурочной деятельностью
(3 часа в неделю), элективные занятия по русскому языку и математике по 1 часу в неделю
в 5 и 6 классе.
Обучение русскому языку и чтению осуществляется в двух направлениях: письмо и
развитие речи, чтение и развитие речи с целью формирования навыков правильного,
беглого и выразительного чтения произведений, доступных пониманию обучающегося,
формирования умений правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, социальной адаптации в плане общего развития и формирования
нравственных качеств.
Обучение математике предполагает формирование арифметических счетных
навыков, ознакомление с основами геометрии.
3
Предмет «Природоведение». Естественнонаучное образование обучающихся с
умственной отсталостью строится на основе психологических особенностей восприятия
анализа окружающего мира. Естествоведческие знания помогают осмыслению единства
свойств живой и неживой природы, формируют у обучающегося практические навыки
взаимодействия с объектами природы, ее явлениями.
Учебный предмет «География» синтезирует многие компоненты общественнонаучного и естественнонаучного знания. Вследствие этого содержание разных разделов
курса географии, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными,
экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать
тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в
целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение
географии. Основная цель обучения географии - сформировать у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки
разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и
явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности
жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую
подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном
социуме.
В основу изучения предмета «Мир истории» положен принцип цивилизационного
анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить
обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход
позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и
накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических
функций.
Искусство изучается в виде предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» с
целью развития художественного вкуса, развития навыков пространственной ориентации
зрительно-двигательной ориентации, развития эстетического чувства.
«Труд (технология)». Занятия направлены на овладение ребенком элементарными
трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ и развития
познавательной деятельности. Материал программы расположен по принципу усложнения
и увеличения объёма сведений. Трудовая деятельность оказывает большое влияние на
физическое развитие детей. В процессе трудового обучения у обучающегося улучшается
общее физическое состояние, развиваются работоспособность, скоординированность
движений. Учащийся с умственной отсталостью обучаются таким видам ручного труда, как
элементарное конструирование, лепка, овладевают навыками работы с тканью, нитками,
бумагой, природным и бросовым материалом.
Предмет «Физическая культура» ориентирован на укрепление здоровья обучающегося,
выполнение спортивных нормативов, формирование здорового образа жизни.
4
Общая трудоемкость учебного плана основного общего образования (5 класс)
составляет 1122 часов за 1 год обучения.
Трудоемкость изучения предметов учебного плана основного общего
образования определена в соответствии с используемыми программами за 5 класс:
Русский язык – 136 часов;
Чтение (Литературное чтение) – 136 часов;
Математика – 136 часов;
Природоведение – 68 часов;
Основы социальной жизни – 68 часов;
Изобразительное искусство – 68 часов;
Музыка – 34 часа;
Адаптивная физическая культура – 68
часов;
Труд (технология)– 204 часа;
Часть формируемая, участниками образовательных
отношений:
Занимательная математика – 34 часа;
Секреты русской орфографии – 34 часа;
Психокоррекционные занятия – 204 часа.
(занятия с дефектологом 2 часа, занятия с психологом-2 часа, ритмика – 2 часа)
Общая трудоемкость учебного плана основного общего образования (6 класс)
составляет 1224 часов за 1 год обучения.
Трудоемкость изучения предметов учебного плана основного общего
образования определена в соответствии с используемыми программами за 6 класс:
Русский язык – 136 часов;
Чтение (Литературное чтение) – 136 часов;
Математика – 136 часов;
Природоведение – 68 часов;
География – 68 часов;
Основы социальной жизни – 68 часов;
Мир истории –68 часов;
Адаптивная физическая культура – 68
часов;
Труд (технология)– 204 часа;
Часть формируемая, участниками образовательных
отношений:
Занимательная математика – 34 часа;
Секреты русской орфографии – 34 часа;
Психокоррекционные занятия – 204 часа.
(занятия с дефектологом 2 часа, занятия с психологом-2 часа, ритмика – 2 часа)
5
Недельный учебный план для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 5-9 классы (вариант 1)
на 2025 — 2026 учебный год
Таблица 1
Предметные области
Класс
Количество часов
Всего
Учебные предметы
V
VI
VII
VIII
IX
4
4
4
4
4
20
4
4
4
4
4
20
Математика
4
4
3
3
3
17
Информатика
-
-
1
1
1
3
Природоведение
2
2
-
-
-
4
Биология
-
-
2
2
2
6
География
-
2
2
2
2
8
Основы социальной жизни
2
2
2
2
2
10
Мир истории
-
2
-
-
-
2
История Отечества
-
-
2
2
2
6
Музыка
1
-
-
-
-
1
Рисование
(изобразительное
искусство)
2
-
-
-
-
2
Адаптивная
культура
2
2
2
2
2
10
Обязательная часть
1. Язык
практика
и
речевая Русский язык
Чтение
чтение)
2. Математика
3. Естествознание
4. Человек и общество
5. Искусство
6. Физическая культура
(Литературное
физическая
6
7. Технология
Труд (технология)
6
6
7
7
7
33
Итого
27
28
29
29
29
143
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:
2
2
1
1
1
6
Занимательная математика
1
1
0
0
0
1
Секреты русской орфографии
1
1
1
1
1
5
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
29
30
30
30
30
149
Коррекционно-развивающая
(коррекционные занятия и ритмика):
6
6
6
6
6
30
Ритмика
2
2
2
2
2
10
Занятия с психологом
2
2
2
2
2
10
Занятия с дефектологом
2
2
2
2
2
10
Внеурочная деятельность:
3
3
3
3
3
15
Профориентация « В поисках себя»
1
1
1
1
1
5
Разговор о Важном
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
Функциональная грамотность
область
Уменьшение нагрузки обусловлено состоянием ребенка и согласовано с родителями.
7
Формы проведения годовой промежуточной аттестации для учащихся с умственной
отсталостью на 2025-2026 учебный год
Таблица 2
Класс
5
Предмет
Русский язык
Периодичность
1 раз в четверть, по итогам
года
Форма
Списывание
текста
Литературное чтение
1 раз в четверть, по итогам
года
1 раз в четверть, по итогам
года
Контроль
чтения
Контрольная
работа
Природоведение
1 раз в четверть, по итогам
года
Тест
Основы социальной жизни
1 раз в четверть, по итогам
года
Собеседование
Изобразительное
искусство
Музыка
1 раз в четверть, по итогам
года
1 раз в четверть, по итогам
года
1 раз в четверть, по итогам
года
ИУП
1 раз в четверть, по итогам
года
КН
Математика
Профильный труд
Физическая культура
ИУП
ИУП
ИУП-индивидуальный учебный проект
КН – контрольные нормативы
КДР – комплексная диагностическая работ
8
Класс
6
Предмет
Русский язык
Периодичность
1 раз в четверть, по итогам
года
Форма
Списывание
текста
Литературное чтение
1 раз в четверть, по итогам
года
1 раз в четверть, по итогам
года
Контроль
чтения
Контрольная
работа
Природоведение
1 раз в четверть, по итогам
года
Тест
География
1 раз в четверть, по итогам
года
Тест
Основы социальной жизни
1 раз в четверть, по итогам
года
Собеседование
Мир истории
1 раз в четверть, по итогам
года
1 раз в четверть, по итогам
года
ИУП
1 раз в четверть, по итогам
года
КН
Математика
Профильный труд
Физическая культура
ИУП
ИУП-индивидуальный учебный
проектКН – контрольные нормативы
КДР – комплексная диагностическая работ
9
10