Учебный план основного общего образования для обучающихся 5-9 класса с умственной отсталостью МКОУ Антиповской СШ на 2025-2026 учебный год

Согласовано на педагогическом совете №1 от 26.08.2025г

Утверждено приказом № 90 от 29.08.2025г
Директор школы _______________А.В. Трайдова

УТВЕРЖДЕНО
Директором школы

А.В.Трайдовой
Приказ № 86
от 29 сентября 2024 г.

Учебный план основного общего образования для обучающихся
5-9 класса с умственной отсталость
(интеллектуальными нарушениями)
(Вариант 1)
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
Антиповская средняя школа
на 2025-2026 учебный год

1

Индивидуальный учебный план на 2025 - 2026 учебный год
Пояснительная записка
Учебный план для обучающихся по адаптированной образовательной программе для
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 составлен
в соответствии с нормативно-правовыми документами:
 Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г.
№1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от19.12.2014 г.
№1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт образования учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 Постановление Главного государственного врача РФ то 10 июля 2015 г.№26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08. 2013г. №1015 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (с изменениями от 13.12.2013г. №
1342; от 28.05.2014г. № 598; от 17.07.2015г. № 734);
 Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 №345 «О
федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»;
 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования» 28 декабря 2018 г.№ 345;
 Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 5 мая 2014 г. N 197
"Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной
или муниципальной образовательной организации, находящейся на территории
Чукотского автономного округа, с родителями (законными представителями)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях" С изменениями и дополнениями (2 февраля, 7 августа
2017г.)
 Адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1);
Учебный план индивидуального обучения по адаптированной программе для обучающихся
с умственной отсталостью нормативно-правовой документ, устанавливающий перечень
общеобразовательных предметов, предметов коррекционной подготовки, объем учебного
времени в неделю, отводимый на их изучение.
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273—ФЗ «Об
образовании в Российской федерации» учебный план ориентирован на решение следующих
2

задач.
- удовлетворение образовательных потребностей, обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, создание оптимальных психолого-педагогических условий для
освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья соответствующих
образовательных программ, коррекции отклонений в развитии, социальной адаптации,
эмоционального и личностного развития.
Устанавливается продолжительность учебного года для 5 класса - 34 учебных недели. Для
профилактики переутомления обучающихся с умственной отсталостью в годовом
календарном учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов
учебного времени и каникул.
Распорядок учебного дня обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с
требованиями к здоровьесбережению (учебную работу, время отдыха, удовлетворение
потребностей, обучающихся в двигательной активности).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с умственной отсталостью
учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, не превышает величину недельной образовательной нагрузки,
установленную СанПиН 2 4.2.2821 -1 0.
Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий/уроков, так и во время внеурочной
деятельности обучающегося в течение учебного дня.
Содержание всех предметов учебного плана имеет практическую направленность и
приспособлено к возможностям детей с умственной отсталостью
Особенностью индивидуального учебного плана является то, что учебные предметы
решают, в основном, общеразвивающие, социокультурные и практические задачи с
особенностями умственного и физического развития детей.
Блок коррекционной работы предусматривает занятия по коррекции нарушенных
функций, формированию и развитию психических процессов, в зависимости от имеющихся
нарушений. Они направлены на обеспечение обучающимся усвоения программного
материала по общеобразовательным предметам за счет расширения и уточнения их знаний
и представлений об окружающем.
Федеральный компонент состоит из 7 образовательных областей и включает в себя.
1. Язык и речевая практика - предметы «Русский язык», «Чтение»;
2. Математика - предмет «Математика»;
3. Естествознание - предмет «Природоведение» «География»;
4. Человек и общество — предмет «Основы социальной жизни» «Мир истории»;
5. Искусство - предмет «Рисование», «Музыка»;
6. Физическая культура - «Адаптивная физическая культура»;
7. Технологии - «Труд (технология)».
Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена
коррекционно-развивающей областью психокоррекционные занятия (2ч.), занятия по
ритмике (2ч), занятия с дефектологом (2ч) по 6 часов в неделю и внеурочной деятельностью
(3 часа в неделю), элективные занятия по русскому языку и математике по 1 часу в неделю
в 5 и 6 классе.
Обучение русскому языку и чтению осуществляется в двух направлениях: письмо и
развитие речи, чтение и развитие речи с целью формирования навыков правильного,
беглого и выразительного чтения произведений, доступных пониманию обучающегося,
формирования умений правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, социальной адаптации в плане общего развития и формирования
нравственных качеств.
Обучение математике предполагает формирование арифметических счетных
навыков, ознакомление с основами геометрии.
3

Предмет «Природоведение». Естественнонаучное образование обучающихся с
умственной отсталостью строится на основе психологических особенностей восприятия
анализа окружающего мира. Естествоведческие знания помогают осмыслению единства
свойств живой и неживой природы, формируют у обучающегося практические навыки
взаимодействия с объектами природы, ее явлениями.
Учебный предмет «География» синтезирует многие компоненты общественнонаучного и естественнонаучного знания. Вследствие этого содержание разных разделов
курса географии, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными,
экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать
тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в
целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение
географии. Основная цель обучения географии - сформировать у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки
разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и
явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности
жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую
подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном
социуме.
В основу изучения предмета «Мир истории» положен принцип цивилизационного
анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить
обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход
позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и
накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических
функций.
Искусство изучается в виде предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» с
целью развития художественного вкуса, развития навыков пространственной ориентации
зрительно-двигательной ориентации, развития эстетического чувства.
«Труд (технология)». Занятия направлены на овладение ребенком элементарными
трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ и развития
познавательной деятельности. Материал программы расположен по принципу усложнения
и увеличения объёма сведений. Трудовая деятельность оказывает большое влияние на
физическое развитие детей. В процессе трудового обучения у обучающегося улучшается
общее физическое состояние, развиваются работоспособность, скоординированность
движений. Учащийся с умственной отсталостью обучаются таким видам ручного труда, как
элементарное конструирование, лепка, овладевают навыками работы с тканью, нитками,
бумагой, природным и бросовым материалом.
Предмет «Физическая культура» ориентирован на укрепление здоровья обучающегося,
выполнение спортивных нормативов, формирование здорового образа жизни.

4

Общая трудоемкость учебного плана основного общего образования (5 класс)
составляет 1122 часов за 1 год обучения.
Трудоемкость изучения предметов учебного плана основного общего
образования определена в соответствии с используемыми программами за 5 класс:
Русский язык – 136 часов;
Чтение (Литературное чтение) – 136 часов;
Математика – 136 часов;
Природоведение – 68 часов;
Основы социальной жизни – 68 часов;
Изобразительное искусство – 68 часов;
Музыка – 34 часа;
Адаптивная физическая культура – 68
часов;
Труд (технология)– 204 часа;
Часть формируемая, участниками образовательных
отношений:
Занимательная математика – 34 часа;
Секреты русской орфографии – 34 часа;
Психокоррекционные занятия – 204 часа.
(занятия с дефектологом 2 часа, занятия с психологом-2 часа, ритмика – 2 часа)
Общая трудоемкость учебного плана основного общего образования (6 класс)
составляет 1224 часов за 1 год обучения.
Трудоемкость изучения предметов учебного плана основного общего
образования определена в соответствии с используемыми программами за 6 класс:
Русский язык – 136 часов;
Чтение (Литературное чтение) – 136 часов;
Математика – 136 часов;
Природоведение – 68 часов;
География – 68 часов;
Основы социальной жизни – 68 часов;
Мир истории –68 часов;
Адаптивная физическая культура – 68
часов;
Труд (технология)– 204 часа;
Часть формируемая, участниками образовательных
отношений:
Занимательная математика – 34 часа;
Секреты русской орфографии – 34 часа;
Психокоррекционные занятия – 204 часа.
(занятия с дефектологом 2 часа, занятия с психологом-2 часа, ритмика – 2 часа)

5

Недельный учебный план для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 5-9 классы (вариант 1)
на 2025 — 2026 учебный год
Таблица 1
Предметные области

Класс

Количество часов

Всего

Учебные предметы

V

VI

VII

VIII

IX

4

4

4

4

4

20

4

4

4

4

4

20

Математика

4

4

3

3

3

17

Информатика

-

-

1

1

1

3

Природоведение

2

2

-

-

-

4

Биология

-

-

2

2

2

6

География

-

2

2

2

2

8

Основы социальной жизни

2

2

2

2

2

10

Мир истории

-

2

-

-

-

2

История Отечества

-

-

2

2

2

6

Музыка

1

-

-

-

-

1

Рисование
(изобразительное
искусство)

2

-

-

-

-

2

Адаптивная
культура

2

2

2

2

2

10

Обязательная часть
1. Язык
практика

и

речевая Русский язык
Чтение
чтение)

2. Математика

3. Естествознание

4. Человек и общество

5. Искусство

6. Физическая культура

(Литературное

физическая

6

7. Технология

Труд (технология)

6

6

7

7

7

33

Итого

27

28

29

29

29

143

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:

2

2

1

1

1

6

Занимательная математика

1

1

0

0

0

1

Секреты русской орфографии

1

1

1

1

1

5

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)

29

30

30

30

30

149

Коррекционно-развивающая
(коррекционные занятия и ритмика):

6

6

6

6

6

30

Ритмика

2

2

2

2

2

10

Занятия с психологом

2

2

2

2

2

10

Занятия с дефектологом

2

2

2

2

2

10

Внеурочная деятельность:

3

3

3

3

3

15

Профориентация « В поисках себя»

1

1

1

1

1

5

Разговор о Важном

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

5

Функциональная грамотность

область

Уменьшение нагрузки обусловлено состоянием ребенка и согласовано с родителями.

7

Формы проведения годовой промежуточной аттестации для учащихся с умственной
отсталостью на 2025-2026 учебный год
Таблица 2
Класс
5

Предмет
Русский язык

Периодичность
1 раз в четверть, по итогам
года

Форма
Списывание
текста

Литературное чтение

1 раз в четверть, по итогам
года
1 раз в четверть, по итогам
года

Контроль
чтения
Контрольная
работа

Природоведение

1 раз в четверть, по итогам
года

Тест

Основы социальной жизни

1 раз в четверть, по итогам
года

Собеседование

Изобразительное
искусство
Музыка

1 раз в четверть, по итогам
года
1 раз в четверть, по итогам
года
1 раз в четверть, по итогам
года

ИУП

1 раз в четверть, по итогам
года

КН

Математика

Профильный труд
Физическая культура

ИУП
ИУП

ИУП-индивидуальный учебный проект
КН – контрольные нормативы
КДР – комплексная диагностическая работ

8

Класс
6

Предмет
Русский язык

Периодичность
1 раз в четверть, по итогам
года

Форма
Списывание
текста

Литературное чтение

1 раз в четверть, по итогам
года
1 раз в четверть, по итогам
года

Контроль
чтения
Контрольная
работа

Природоведение

1 раз в четверть, по итогам
года

Тест

География

1 раз в четверть, по итогам
года

Тест

Основы социальной жизни

1 раз в четверть, по итогам
года

Собеседование

Мир истории

1 раз в четверть, по итогам
года
1 раз в четверть, по итогам
года

ИУП

1 раз в четверть, по итогам
года

КН

Математика

Профильный труд
Физическая культура

ИУП

ИУП-индивидуальный учебный
проектКН – контрольные нормативы
КДР – комплексная диагностическая работ

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ГОП на 2025-2026 1 полугодие

 График оценочных процедур на 1 полугодие 2025-2026 учебного года МКОУ Антиповской СШ
График оценочных процедур 1 полугодие 25-26.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».