1.Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа разработана на основе «Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от24.11.2022г. №1026.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 6 класса авт.-сост
И.М. Бгажнокова, Е.С.Погостина общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные ООП. Учебник допущен Минпросвещения России от 21.09.2022 №858 к
использованию в образовательном процессе
Используемый учебник «Чтение» для 6 класса учитывает особенности познавательной
деятельности детей с нарушениями интеллекта. Содержит материал, помогающий
учащимся достичь того уровня знаний и умений, который необходим на данном этапе
обучения.
Цель:
Формировать у обучающихся навык сознательного, правильного, беглого и
выразительного чтения по единой программе, учитывающей дифференцированный
подход к различным группам детей. Использование полученных знаний в повседневной
жизни.
Задачи:
1.
Научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя»;
2.
Развивать речь обучающихся как средство общения и как способ координации их
мыслительной деятельности.
3.
Воспитывать нравственные качества, необходимые для самостоятельной жизни в
обществе.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Существенно отличающихся от
нормально развивающихся сверстников.
Изучение учебного предмета "Чтение (литературное чтение)" имеет своей целью
развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного
и научно-познавательного текстов;
развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;
развитие положительных качеств и свойств личности;
Предмет «Чтение» входит в обязательную часть адаптированной основной
общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и
реализуется в урочной деятельности. Согласно учебному плану предмет «Чтение» входит
в образовательную область «Язык и речевая практика». На изучение учебного предмета
«Чтение» в 6-м классе выделяется 4 часа в неделю, 136 часов в год (34 учебные недели).
2.Содержание учебного предмета "Чтение (литературное чтение)".
Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества
(сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения
отечественных и зарубежных писателей XIX-XXI вв. Книги о приключениях и
путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная
литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во
имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни
обучающихся, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло,
честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь).
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды,
рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня,
пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя;
присказка, зачин, диалог, произведение;
герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж;
стихотворение, рифма, строка, строфа;
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм);
элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие,
послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из
произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения
самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение
главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка
поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к
событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана.
Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение
прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения
(коллективное или с помощью педагогического работника).
3. Планируемые результаты освоения курса по итогам обучения в 6 классе.
Личностные и предметные результаты освоения предмета Чтение.
-
-
Изучение Чтения в 5-9 классах направлено на достижение обучающимися личностных
и предметных результатов.
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования —
введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими
социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты освоения АООП предполагают:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты освоения АООП ОО УО
включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области,
готовность к их применению, рассматриваются как одна из составляющих при оценке
итоговых достижений. АООП ОО УО выделяет два уровня овладения предметными
результатами:
минимальный - является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью; достаточный - не является обязательным для всех обучающихся:
Минимальный уровень:
- правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по
содержанию текстов (после предварительной подготовки);
- определение темы произведения (под руководством педагогического работника);
- ответы на вопросы педагогического работника по фактическому содержанию произведения
своими словами;
- участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и
разобранного под руководством педагогического работника текста;
- пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью
педагогического работника);
- выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
- установление последовательности событий в произведении;
- определение главных героев текста;
- составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по
вопросам педагогического работника;
- нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью
педагогического работника;
- заучивание наизусть 7-9 стихотворений;
- самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений
для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
- правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм
орфоэпии;
- ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами автора
(выборочное чтение);
- определение темы художественного произведения;
- определение основной мысли произведения (с помощью педагогического работника);
- самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
- формулировка заголовков пунктов плана (с помощью педагогического работника);
- различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;
- определение собственного отношения к поступкам героев (героя), сравнение собственного
отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с
помощью педагогического работника);
- пересказ текста по коллективно составленному плану;
- нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с
опорой на контекст;
- ориентировка в круге доступного чтения, выбор интересующей литературы (с помощью
взрослого), самостоятельное чтение художественной литературы;
- знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
Изучение предмета «Чтение» в 6 классе направлено на формирование следующих учебных
действий.
Личностные учебные действия:
-развивать нравственные качества, регулирующие моральное поведение (чувство
сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.п.); развитие чувства прекрасного и
эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы;
-понимать учебную задачу, поставленную учителем, и уметь её выполнять;
-развивать способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры
действия;
-уметь адекватно оценивать правильность выполнения своего действия и уметь вносить по
ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы;
-уметь строить сообщение в устной форме;
-уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
-уметь формулировать собственное мнение;
-уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
-уметь оценивать поступки героев художественных произведений;
-уметь адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Коммуникативные учебные действия
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс,
учитель-класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной
ситуации.
Регулятивные учебные действия:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
из-за парты и т.д.);
-работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану
и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников;
Познавательные учебные действия
-уметь осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;
-соблюдать при чтении паузы между предложениями;
-соблюдать при чтении интонационное оформление предложений (тон, громкость чтения,
логические ударения);
-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
-уметь осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки,
драматизацию и т.п. различные виды пересказов (полный, выборочный, по ролям)
-выделять главную мысль произведения;
-участвовать в беседе;
-делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части;
-выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
-заучивать стихотворение наизусть;
-читать доступные детские книги из школьной (домашней) библиотеке.
4..Тематическое планирование, 6 класс.
№ Тема
п/п
Коли Цифровые образовательные
чество ресурсы
часов
3
https://www.yaklass.ru/p
http://poskladam.ru/
1.
Моя Родина.
2.
Золотая осень.
17
https://www.yaklass.ru/p
3.
Великая радость 11
- работа.
https://www.yaklass.ru/p
4.
О героическом 12
прошлом
и
настоящем
нашей Родины.
https://iqsha.ru/
5.
Что
такое 5
хорошо,
что
такое плохо.
https://uchi.ru/teachers/stats/mai
n
6.
Здравствуй,
гостья зима
1.https://education.yandex.ru/la
b/classes/
90208/library/mathematics/
36
7.
Весна – красна. 17
http://poskladam.ru/
8.
Рассказы
животных.
о 16
https://www.yaklass.ru/p
9.
Рассказы,
18
сказки, стихи
для детей.
https://www.yaklass.ru/p
Итого
136ч.
Деят -ть учителя с учетом рабочей
программы воспитания
Воспитывать уважение к символам
России,
государственным
праздникам,
историческому
и
природному
наследию
и
памятникам, активное участие в
жизни
семьи, образовательной
организации, местного сообщества,
родного края, страны
Адаптаци
я обучающегося к
изменяющимся
условиям
социальной и природной среды
Освоение
обучающимися
социального опыта
Воспитывать уважение к символам
России,
государственным
праздникам,
историческому
и
природному
наследию
и
памятникам, активное участие в
жизни
семьи, образовательной
организации, местного сообщества,
родного края, страны
Ориентация на моральные ценности
и нормы в ситуациях нравственного
выбора с оценкой поведения и
поступков персонажей
Адаптация
обучающегося
к
изменяющимся
условиям
социальной и природной среды
Адаптаци
я
обучающегося
к
изменяющимся
условиям
социальной и природной среды
Ориентация на моральные ценности
и нормы в ситуациях нравственного
выбора с оценкой поведения и
поступков персонажей
Воспитание
способности
адаптироваться
к
стрессовым
ситуациям
и
меняющимся
социальным, информационным и
природным условиям
5. Календарно-тематическое планирование
№
Кол-во часов
п/
Дата
всего К.р
Тема
п
изучения
Цифровые образовательные ресурсы
Моя Родина 3 ч.
1
1.
https://www
.yaklass.ru/p
http://poskla
dam.ru/
По
Пескову.
«Отечество»
2. М. Ножкин. «Россия»
3. М.Пришвин. «Моя
Родина»
1
1
Золотая осень 17 ч.
https://www.yaklass.ru/p
4 В.Бианки. «Сентябрь» 1
1
5. .Бунин. «Лес, точно
терем расписной»
6. Ю.Качаев. «Грабитель»
Б.Житков.
7домик».
8.
https://iqsha.ru/
1
«Белый 2
https://iqsha.ru/
«Звонкие 2
https://iqsha.ru/
11. Проверка техники чтения. 1
https://iqsha.ru/
9-10 А.Белорусец.
ключи».
.
К.Паустовский
12- лапы»
13
«Заячьи 2
https://iqshttps://iqsha.ru/ha.ru/
Внеклассное
чтение.
14- К.Г.Паустовский.
15 «Золотой ясень».
2
«Кот –ворюга»
«Прощание с летом»
16 И.Тургенев.
«Осенний
1
день в берёзовой роще».
https://iqsha.ru/
17- Е.Носов. «Хитрюга»
18
В.Бианки. «Октябрь»
19
https://iqsha.ru/
2
1
Составление рассказа по
опорным словам
и
20
1
выражениям «Осень в
родном крае».
Великая радость работа 11 ч.
httphttps://iqsha.ru/
https://iqsha.ru/
https://iqsh
a.ru/
7
«Будь
21
С.Михалков.
человеком»
«Петя
22
Б.Заходер.
мечтает»
1
https://www.yaklass.ru/p
23
По Д.Биссет. «Слон и
муравей» .
1
https://www.yaklass.ru/p
1
24- По Д.Биссету.
25 «Кузнечик Денди» .
Дж.Родари. «Как один
26мальчик играл с палкой»
27
2829
3031
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
https://www.yaklass.ru/p
Дж.Родари.
«Пуговкин
домик» .
Дж.Родари «Путешествие
голубой стрелы»
О героическом прошлом
«Илья Муромец и
Соловей-разбойник»
Отрывок из былины
https://www.yaklass.ru/p
2
https://www.yaklass.ru/p
2
2
2
https://www.yaklass.ru/p
и настоящем нашей Родины -12 ч .
1
https://uchi.ru/teachers/stats/main
Ф.Глинка. «Москва»
1
Внеклассное чтение
А.П.Гайдар. «Тимур и
его команда».
1
В.Бианки. «Ноябрь»
https://www.yaklass.ru/p
1
https://uchi.ru/teachers/stats/main
По С.Алексееву. «Без 1
Нарвы не видать моря»
По
С.Алексееву.
«На
берегу Невы».
По
С.Алексееву.
«Рассказы
о
русском
подвиге. Медаль»
По
С.Алексееву.
«Гришенька» .
По Е.Холмогоровой.
«Серебряный лебедь» .
По
Е.Холмогоровой.
«Боевое крещение».
1
https://uchi.ru/teachers/stats/main
1
https://uchi.ru/teachers/stats/main
1
1
https://uchi.ru/teachers/stats/main
1
8
42
43
По
Е.Холмогоровой. 1
«День
рождения
Наполеона».
По Е.Холмогоровой. «В 1
дни спокойные».
Что такое хорошо, что такое плохо 5 ч.
44- По
Н.Носову.
«Как 2
45 Незнайка сочинял стихи
https://iqsha.ru/
2
46Е.Пермяк. «Тайна цены».
47
https://iqsha.ru/
1
https://iqsha.ru/
36 ч.
1
1
http://poskladam.ru/
48
49
50
51
52
53
5
4
5
5
5
5
6
5
7
5
8
5
9
6
0
6
1
Д.Гальперина.
«Здравствуйте!»
Здравствуй, гостья Зима.
«В.Бианки. Декабрь».
Е.Благинина.
«Новогодние загадки»
А.Никитин. « Встреча
зимы»
1
А.Дорохов.
«Тёплый 1
снег».
«А.С.Пушкин. Вот север, 1
тучи нагоняя…»
Д.Хармс. «Пушкин»
1
Внеклассное чтение.
М.М.Пришвин.
«Лесной
хозяин»,
«Птицы под снегом»
«Барсук»
1
http://poskladam.ru/
1.https://education.yandex.ru/la
b/classes/
90208/library/mathematics/
1
В.Бианки. «Январь» .
Проверка
чтения.
техники 1
3
Х.К.Андерсен. «Ель».
И.Никитин.
«Весело 1
сияет
месяц
над
селом».
9
6
2
6
3
6
4
6
5
6
6
6
7
6
8
6
9
7
0
7
1
7
2
7
3
7
4
7
5
7
6
7
7
2
А.Чехов. «Ванька».
И.Суриков.
«Белый 1
снег пушистый».
2
И.Суриков.
«Белый
снег пушистый»..
Внеклассное
В.Астафьев.
«Белогрудка».
«Злодейка»
«Зачем
я
коростыля»
чтение. 2
убил
2
Ю.Рытхэу. «Пурга» .
Ю.Дмитриев.
2
«Таинственный ночной
гость» .
В.Бианки. «Февраль» .
1
3
С.Маршак. «Двенадцать
месяцев».
Внеклассное чтение.
А.Н.Толстой.
1
«Приключения
Буратино»
78
79
80 Х.К.Андерсен.
81 «Снежная королева».
82
83
84
8
5
1.https://education.yandex.ru/la
b/classes/
90208/library/mathematics/
Весна 17 ч.
С.Смирнов.
приметы».
«Первые 1
1.https://education.yandex.ru/la
b/classes/
90208/library/mathematics/
7
1.https://education.yandex.ru/l
ab/classes/
90208/library/mathematics/
http://poskladam.ru/
10
8
6
8
7
8
8
8
9
9
0
В.Бианки. «Март».
1
По В.Пескову. «Весна 1
идёт».
М.Пришвин.
час».
«Жаркий 1
Г.
Скребицкий. 2
«Весенняя песня» .
91
В.Жуковский.
«Жаворонок» .
92
А.Толстой.
Никиты» .
http://poskladam.ru/
1
«Детство
http://poskladam.ru/
1
http://poskladam.ru/
93
94
95
А.Твардовский. «Как
после
мартовских
метелей».
1
А.Плещеев. «И вот шатёр
свой голубой».
1
http://poskladam.ru/
В.Бианки. «Апрель».
http://poskladam.ru/
1
В.Бианки
«Голубые
лягушки»
«Птичья 1
песенка»
Внеклассное чтение.
А.Н.Мамин-Сибиряк.
1
«Приёмыш».
«Дедушкино золото»
«Умнее всех сказка»
К.Паустовский.
«Стальное колечко».
2
http://poskladam.ru/
100 К Паустовский «Котворюга» «Сивый мерин» 1
http://poskladam.ru/
96
97
98
99
101
Обобщение по
теме:
1
«Весна»
Рассказы о животных 16ч.
http://poskladam.ru/
http://poskladam.ru/
https://www.yaklass.ru/p
11
По В.Астафьеву.
102
«Злодейка».
103
104 В.Драгунский.
105 сапогах».
«Кот
2
https://www.yaklass.ru/p
в 2
https://www.yaklass.ru/p
По
Е.Барониной.
106
«Рассказы про зверей»
2
107
https://www.yaklass.ru/p
108 Д.Хармс. «Заяц и ёж»
https://www.yaklass.ru/p
109
И.Крылов.
обезьяна».
«Зеркало
1
и
https://www.yaklass.ru/p
1
https://www.yaklass.ru/p
110
111
112
113 «Рикки-Тикки-Тави».
114 По Р.Киплингу.
115
6
Внеклассное чтение.
116 Е.Пермяк.
«Волшебные
117 истории».
«Голубые 2
белки» «»Лесной»
https://www.yaklass.ru/p
Рассказы, сказки, стихи для детей 18 ч
118 Внеклассное чтение.
1
Е.Пермяк.
«Волшебные
истории».
«Голубые
белки» «»Лесной»
https://www.yaklass.ru/p
1
https://www.yaklass.ru/p
119 В.Бианки. «Май».
120
121
М.Дудин. «Наши песни
1
спеты на войне» .
https://www.yaklass.ru/p
Внеклассного чтения
В.П.Катаев.
«Белеет
парус одинокий»
https://www.yaklass.ru/p
https://iqsha.ru/
1
122
123
В.Медведев.
«Брунька».
«Звездолёт
124
Промежуточная
аттестация.
Проверка 1
техники чтения.
https://www.yaklass.ru/p
2
12
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
По
К.Паустовскому.
«Корзина с еловыми 4
шишками».
По А. де СентЭкзюпери. «Маленький
принц»
В.Астафьев.
песня».
«Зорькина
Н.Рыленков. «Нынче
ветер, как мальчишка,
весел».
Повторение
3
https://www.yaklass.ru/p
https://www.yaklass.ru/p
https://iqsha.ru/
https://iqsha.ru/
1
https://iqsha.ru/
1
2
136
13
Методическая литература.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9
класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
2.Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты,
игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко. –Волгоград: Учитель, 2009г. – серия
«Коррекционное обучение»
3.Чтение. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида \ А.К.Аксёнова. - М.: Просвещение, 2006
4. Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые
упражнения \ М.Е.Прокопьенко. –Волгоград: Учитель, 2009г. – серия «Коррекционное
обучение»
5.М.В.Гнездилов, Н.Н.Бабешина, В.П.Свириденков. Развитие речи на уроках русского
языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1978.
6.Н.И.Вайсман, Р.Ф.Гарват. «Зарубежная литература в 5-7 классах общеобразовательной
школы. – Благовещенск, БГПУ, 1997.
Я.А.Чернявская,
Г.В.Регушевская.
Детская литература.
Хрестоматия.
–
М.,
«Просвещение», 1987.
Н.В.Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. – М., АСТ-ЛТД, 1997.
9.Н.С.Шер. Рассказы о русских писателях. – М., Детгиз, 1960.
10. Об оценке знаний, умений и навыков, учащихся I-VIII(IX) классов
вспомогательных школ по русскому языку и математике (инструктивно-методическое
письмо). Москва, 1983.
11. Т.П.Шабалкова. Сборник диктантов и изложений. 5-9
классы. Коррекционное обучение. – Волгоград, «Учитель», 2007.
12. Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические
рекомендации сост. И.Г.Савельева, под общ. ред. В.В.Пустоваловой. – Волгоград:
Учитель, 2009.
VII.
Контрольно-диагностические материалы
Входная проверка техники чтения
М.М.Зощенко.
«Великие путешественники»
Когда мне было шесть лет, я не знал, что Земля имеет форму шара.
Но Степка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое
земля. Он сказал:
— Земля есть круг. И если пойти все прямо, то можно обогнуть всю Землю и все равно придешь
в то самое место, откуда вышел.
И когда я не поверил, Степка ударил меня по затылку и сказал:
— Скорей я пойду в (70 слов) кругосветное путешествие с твоей сестренкой Лелей, чем я возьму
тебя. (80 слов)
Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать.
Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Степке перочинный ножик. Степке понравился
мой ножик, и он согласился взять меня в кругосветное путешествие.
14
1 четверть
Александр Сергеевич Барков.
Барсучья кладовая.
Жили на опушке леса заяц и барсук. Всё лето они встречались. Только заяц всё больше бегал да
резвился, а барсук всё ел да ел. Заяц не раз корил друга:
- Куда тебя, братец, разносит?
И так уж толст!
- Надо, Косой, надо... - отвечал барсук и продолжал жевать. На белых крыльях метелей да
буранов пожаловала зима. Барсук в нору забрался. Правда, еле-еле пролез... Посмеялся над
ним заяц:
- Ну и толстяк! Как же (70 слов) по снегу ходить будешь?!
С той поры заяц не встречал (80 слов) барсука, хотя не раз вспоминал друга. Пожаловала весна.
Звери проснулись после долгой спячки. Вышли на опушку греться - резвиться...
2 четверть
Александр Сергеевич Барков.
Как медведя будили.
С каждым днём всё жарче припекает солнце. Звери начали пробуждаться от зимнего сна.
Вешним теплом погреться на лесную проталину выбежала сорока. Длинным хвостом качнула,
напилась водицы, повеселела и затрещала:
- Больно долго косолапый медведь в берлоге спит!
Небось все бока пролежал.
- Лесной доктор! - крикнула сорока дятлу.
- Пора косолапого будить.
- Давно пора! - согласился чёрный дятел. Уселся на корявую берёзу и давай колотить по
стволу. Только щепки в разные стороны полетели! А мишка (70 слов) знай себе посапывает
да лапу сосёт. Позвала белобока волков: - Уж (80 слов) больно косолапый заспался!
- Заспался! Заспался! - серые разбойники лязгнули зубами, подошли к берлоге и давай выть на
разные голоса. А мишка только за ухом почесал и погрузился в сладкую дрёму.
3 четверть
Александр Сергеевич Барков.
Весна-волшебница.
- Дили-дили-дон-дон! - с тонких веток ивы, с длинных серёжек посыпалась на землю, на
хрустящий ледок звонкая капель, зазвучала радостная мелодия. И будто по мановению
волшебной весенней капели, всё вокруг стало преображаться, полниться звуками, красками,
запахами. На склоне оврага ожила, зажурчала, запела струйка воды. Выбралась из-под талого
снега и напоила ручей. Скатился ручей в ложбинку и влился в животворный вешний поток.
Забралась талая вода под корни старого кедра (70 слов) в норку бурундука: вставай,
полосатый! Прыгнул зверёк на камень, вытянулся (80 слов) столбиком - и давай тереть
мордочку лапами. Глаза - смородины. Чёрные полосы блестят на рыжей спине. Умылся,
разом похорошел. Добралась вода до медвежьей берлоги. Подняла с лёжки медведицу с
медвежатами. От ветра, от сладкой запахова земли закружилась голова у косолапых, начали
они кувыркаться. А потом залезли на дуб - с высоты чего только не увидишь!
15
Промежуточная аттестация Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин» На
Птичьем рынке за три рубля купил я себе клеста.
Это был клест-сосновик, с перьями кирпичного и клюквенного цвета, с клювом, скрещенным,
как два кривых костяных ножа.
Лапы у него были белые - значит, сидел он в клетке давно. Таких птиц называют "сиделый". Сиделый, сиделый, - уверял меня продавец.
- С весны сидит.
А сейчас была уже холодная осень. Над Птичьим рынком стелился морозный пар и пахло
керосином. Это продавцы тропических (70 слов) рыбок обогревали аквариумы и банки
керосиновыми дампами.
Дома я поставил (80 слов) клетку на окно, чтоб клест мог поглядеть на улицу, на мокрые крыши
сокольнических домов и серые стены мельничного комбината имени Цурюпы.
Клест сидел на своей жердочке торжественно и гордо, как командир на коне. Я
бросил в клетку семечко подсолнуха.
VIII. Материально- техническое обеспечение. С.И. Ильина. Речевое развитие умственно
отсталых школьников 5-9 классов. С-П «КАРО» 2005
Книги для внеклассного чтения. Тула «АТКТОУС», 1995 Сборник
русских народных сказок.
В.А. Степанов. Русские пословицы и поговорки от А до Я. Москва «АСТ-ПРЕСС», 1999
О.Д. Ушакова. Великие писатели. Санкт-Петербург, 2006
Портреты писателей, поэтов, репродукции картин, иллюстрации к текстам. Диски с
художественными фильмами к читаемым текстам.
Специфическое оборудование.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства электронные
пособия,
обучающие программы по предмету
Технические средства обучения
доска.
Классная
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения
дидактических материалов, пособий.
учебников,
16
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Красногорская средняя общеобразовательная школа №1
Аннотация к рабочей программе
«Чтение»
Рабочая программа по чтению обязательной предметной области «Язык и речевая
практика » разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС ООО и реализуется 1 год в 6
классе.
Рабочая программа разработана учителем русского языка и литературы в соответствии с
положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности
учителя в школе по чтению. Рабочая программа по чтению является частью АООП ООО
определяющей:
-содержание,
--планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),
-тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью
использования ЭОР/ЦОР.
Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения и
согласована заместителем директора по учебно-воспитательной работе МБОУ Красногорской
СОШ №1.
Дата 30.08.2024
17